Нормы развития ребенка по месяцам до года

Маленький ребенок, появившийся в доме — это крохотное чудо и большая радость для любящих родителей. Первый год жизни для малыша — это получение и усвоение огромного пласта информации. Изучение и освоение навыков, которые малыш будет совершенствовать в последующие годы. Становление характера и приобретение привычек, которые могут помочь или помешать во взрослой жизни. Знание о том, как должно проходить развитие ребенка по месяцам, поможет родителям создать условия для гармоничного роста крохи.

Этапы развития детей до года

Родители часто волнуют следующие вопросы: как правильно воспитывать младенца, чему учить, какие навыки развивать и в каком порядке. Волнуются родители и о том, как проходит развитие малыша, не отстает ли он от нормы. Надо понимать, что нет жестких временных рамок, которые указывают что и в какой день ребенок должен уметь делать. Каждый ребенок неповторим и индивидуален. И развивается кроха в соответствии со своим внутренним календарем.

Внимательные и добросовестные родители, бабушки и дедушки, могут помочь крохе быстрее освоиться в мире. Даря свою любовь, заботу маленькому человечку, родители создают благоприятное психоэмоциональное поле младенца. Дети выросшие в любящей семье обладают более крепким здоровьем, быстрее осваивают новые навыки. Обращаться к специалистам, педиатрам и психологам, следует в том случае, если заметно существенное отставание в развитии от сверстников.

Календарь, развития ребенка по месяцам

Первый месяц — это период адаптации к новым обстоятельствам и обстановке. Развиваясь в животике у мамы, кроха был защищен от внешнего воздействия. После рождения младенец должен освоить новый способ дыхания, получения пищи, привыкнуть к новым слуховым, зрительным ощущениям.

Ребенок в первый месяц

Основное занятие грудничка в первый месяц, это сон и питание. Кроха не различает времени суток, ему все равно, ночь или день. Главное для малыша полноценное питание и комфортные условия для сна.

Мышцы младенца очень слабы, грудничок не может самостоятельно удерживать головку. При кормлении мамочка должна придерживать головку малыша. Наблюдается небольшая отечность тела. Мышечный тонус повышен. Ручки сжаты в кулачки, ножки — в пружинистом состоянии.

Второй месяц. Кроха уже меньше спит. Период непрерывного бодрствования может составлять около 20 минут каждый час. Черты личика становятся более выраженными, четкими. Одутловатость практически исчезла. Малыш начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает.

Развивается зрение. Грудничок уже может ненадолго фиксировать взгляд на предмете. Пытается рассматривать яркие игрушки, лицо мамы. Если медленно провести игрушку перед глазами, начнет ее провожать взглядом.

Развивается слух. Громкие, резкие звуки могут напугать кроху. Узнает мамин голос. На слова мамы кряхтит, пытается издавать звуки. Если мамочка будет активно общаться с малышом, то к концу первого месяца, кроха может начинать гулить, выпевать отдельные звуки.

Малыш во второй месяц

Мышцы шеи также слабые, но головку держит дольше. Пора выкладывать ребёнка на животик, для укрепления мышц спины. Маму встречает оживленными движениями ручек и ножек. Понимает интонацию голоса. Начинает улыбаться. Ручки пока сжимаются в кулачки, но если дать грудничку погремушку, он попробует ее удержать.

Третий месяц. Начинает формироваться режим дня. Ночью малыш может спать 5-6 часов и не просыпаться. Сокращается также время и дневного сна. Малыш уже уверенно держит головку. Лежа на животике приподнимает предплечья, при этом упирается ножками.

Гипертонус почти прошел. Ручки и ножки во время сна расслаблены. Активно пытается тянуться к разным предметам, цепко держит погремушку. Рассматривают свои ручки, засовывают и сосут кулачок.

Начинает вместо отдельных звуков произносить слоги, агукает. Может долго разговаривать сам с собой. Некоторые дети уже пробуют смеяться. Может капризничать, если что-то не понравилось.

Трехмесячный малыш

Четвертый месяц. Увеличивается продолжительность ночного сна до 8 часов. Кроха уверенно держит голову и поворачивает ее по сторонам. Если грудничка придерживать под мышки, может недолго стоять на ножках. Целенаправленно берет игрушки и бросает их. Уже есть любимые игрушки.

Переворачивается со спинки на животик. Некоторые детки начинают перемещаться перекатываясь, поэтому нельзя оставлять детей такого возраста на диване или взрослой кровати. Лежа на спинке понимает плечики и голову, пытается сесть.

Узнает родителей, может позвать криком или движением. Возникает страх потерять маму. Поэтому старается не выпускать ее из вида. Если мама вышла из комнаты, начинает громко плакать. Знает свое имя. Поворачивает голову или переводит взгляд на того, кто его позвал.

Пятый месяц. Кроха может короткое время сидеть, пока на стульчике с опорой. Приподнимается на вытянутых ручках, лежа на животике. Пытается ползать. Некоторые детки, держась за опору пробуют встать на ножки.

Малыш в пять месяцев

Четко различает своих и чужих людей. При виде незнакомца может испугаться, заплакать. Умеет узнавать лица на фотографии. Рассматривает картинки в книжках. Подпевает, когда с крохой играют в «ладушки». Речь более четкая, можно учить слова: мама, папа, баба.

Ищет общения, но может и самостоятельно поиграть минут 10-15. Развивается мимика. Кроме плача и улыбки, малыш может хмуриться, смеяться. У многих деток начинают прорезываться зубки.

Крохе полгода. Может проползти небольшое расстояние до игрушки. Пытается вылезти из коляски или кроватки. Сидит уже самостоятельно. Начинают понимать такие слова, как нельзя, дай, кушать.

С большим вниманием слушают, что им говорят взрослые. Находит взглядом тот предмет, о котором говорит родитель. Слоги произносятся уверенно. Появляются в речи первые согласные звуки.

Умеет поднимать игрушки, перекладывать из ручки в ручку или с одной коробки в другую. Очень нравится изучать игрушки, ломать их. Понимает связь между действиями: бросил игрушку, она упала.

Седьмой месяц. Умение ползать в этом возрасте освоили уже почти все дети. Удержать на одном месте непосед уже не получается. Необходимо подготовить место для ползания крохи. Убрать бьющиеся, тяжелые предметы. На пол подстелить коврик.

Прямо держит спинку, когда сидит. Самостоятельно встает у опоры. Любит игры, где играют с пальчиками «Сорока — белобока». Активно ползает не только в комнате, но и по всей квартире. Любит ходить, когда кроху держать за ручки.

Знает что такое ручки, ножки, носик, ротик, другие части тела. Может показать их пальчиком. Любит купаться сидя в ванной, играя в воде с игрушками.

Восьмой месяц. Развитие крохи продолжается все более интенсивно. Теперь малыш берет вещи и игрушки не всей ладошкой, а пальчиками. Может долго разбирать и собирать пирамидки, строить башенки. У машинки может открыть и показать дверцу.

Малыш в восемь месяцев

Хотя много ползает, старается все чаще встать и пойти на ножках. Если придерживать за ручки, то обследует всю квартиру. Нравится слушать музыку и танцевать. Оживленно хлопает ручками, пытается подпрыгивать.

Умеет здороваться и прощаться, помахивая ладошкой. Кроха понимает, о чем спрашивают взрослые. Может выполнить не большую просьбу: показать игрушку, угостить конфеткой.

Увеличивается количество звуков, которые произносит малыш. Обычно в этом возрасте впервые осознанно произносится слова мама, папа.

К 8 месяцам почти все малыши могут похвастаться 4 зубками. 2 сверху и 2 снизу. Начинают откусывать маленькими кусочками твердую пищу. Дети начинают отказываться от еды, которая им не нравится. Отталкивают руки, сжимают зубки. Если же какой-то предмет понравился, могут попытаться отобрать его силой.

Девятый месяц. Навыки и умения, приобретенные ранее, развиваются и совершенствуются. Теперь чадо может встать из положения сидя, или сесть из положения лёжа. Ребенок твердо стоит у опоры, и передвигается, держась за диван или край кровати. Когда ползает, может сменить направление и поползти назад.

Развивающая доска для малыша

Развиваются новые умения:

  • Засовывать пальчики в дырочки. Следует прикрыть специальными накладками все розетки в квартире.
  • Рвать бумагу.
  • Мять тесто и пластилин. Лепка особенно хороша для развития мелкой моторики.

Знают названия многих предметов и слов. Хорошо понимают просьбы старших. Кроха запоминает куда мама убрала игрушки, пытается их достать.

С помощью крика и слез начинают пытаться манипулировать родителями.Дети очень чутко улавливают настроение родителей. Если мамочка пойдет на уступки, будет выполнять капризы крохи, то эти капризы будут усиливаться. Стоит сразу довольно решительно объяснить карапузу, что нельзя поступать плохо и капризничать. Кроха должен понять, что если мама сказала нет, то слезами и истериками добиться ничего не получится.

Начинает пробовать самостоятельно одеваться. Хорошо пьет из кружки, когда ее немного придерживают. Малыш сам ест ложкой.

Малыш кушает морковку

Десятый месяц. Детки учатся переступать или переползать через препятствия. Могут подняться или спуститься на 2 — 3 ступеньки. Деятельно изучают все шкафы в доме, открывают дверцы, достают и раскидывают вещи.

Любят помогать маме на кухне или с уборкой. Чтобы порадовать любимую маму могут разрисовать стены фломастером. Не стоит ругать кроху или запрещать ему помогать взрослым. Инициативу лучше направить в конструктивное русло. Дать коробку и предложить сложить туда игрушки. Дать в руки кусок теста и попросить его раскатывать, это надолго займет время малыша.

Уже пытается играть с другими детьми. В такой ситуации помощь родителей будет неоценима. Покажите как лепить куличики, строить холмик, набирать песок в ведерко. В 10 месяцев моторика уже развита довольно хорошо, что позволяет крохе держать в руке сразу несколько вещей неправильной формы.

Одиннадцатый месяц. Самое долгожданное достижение — ребенок умеет говорить. В лексиконе у детей примерно 10 — 15 слов. Когда чаду не хватает слов чтобы что-то сказать взрослым, карапуз будет пытаться объясниться жестами, мимикой. Маленький человечек хорошо изображает животных: му — коровка, мяу — кошечка. Бибика — машинка.

Девочка в 11 месяцев

Уже почти полностью понимает смысл, обращенных к нему слов. Любит внимательно слушать разговоры взрослых. Ведет себя самостоятельно: одевает носочки и обувь, чистит зубки, расчесывается.

Очень любит когда его хвалят, расстраивается когда начинают ругать. Умеет грустить, скучать, сердиться, радоваться. Научился кивать в знак согласия. Когда отказывается — машет головой из стороны в сторону.

Двенадцатый месяц. Первый серьезный юбилей у детей. Большинство детей начинает ходить именно в 12 месяцев. Но если ваш малыш еще не пошел, а все еще любит ползать, не стоит расстраиваться. Педиатры считают это норма, ребенок может ползать до полутора лет.

Теперь в копилке у малыша много развивающихся игр. Кроха умеет:

  • собирать пирамидки, строить башенки;
  • бросать, ловить, катать мячики;
  • укачивает кукол, кормит их куличиками; играет машинками.

Проявляются предпочтения в еде. Есть любимые вещи и игрушки. Умеет разговаривать по телефону, разбирается чей телефон зазвонил.

Понимает все что ему говорят. При несогласии может устраивать истерики, кричать, плакать. Следует объяснить крохе правила поведения.

Питание ребенка с 12 месяцев

Показатели развития ребенка

Вес — сразу после рождения, кроха немного теряет в весе. Но уже в первый месяц поправляется на 700 — 800г. Нормальная прибавка считается, если к 6 месяцам вес младенца увеличится в 2 раза. В год малыш должен весить примерно в 3 раза больше чем при рождении.

Рост — первые 5-6 месяцев рост малыша увеличивается ежемесячно на 2 — 3 см, после шести месяцев, рост замедляется и составляет 1 — 2 смс в месяц.

Двигательная активность. Умение ребенка держать головку, переворачиваться с животика на спинку, сидеть, ползать, ходить.

Развитие речи. Первоначальное кряхтение грудничка к 2 месяцам сменяется гулением. Позже малыш переходит на агуканье и лепет. К году словарный запас ребенка должен состоять примерно из 10-15 слов.

Представленный календарь показывает усредненные по срокам способности детей. Физический рост, вес у недоношенных детей будет немного отставать от средней нормы. Обычно после года детки выравниваются в своих показателях.

Первый год жизни очень сложен и для малыша и для его родителей. Жизнь маленького человечка, развитие его умений и способностей в руках любящих родителей. Надо уметь принимать и любить своего малыша каким он есть, направлять его, помогать развиваться.