Методы сенсорного развития детей раннего возраста

Для сбора информации об окружающем мире дети используют доступные им средства: тактильные ощущения, сведения о вкусе, зрение, обоняние. Сенсорное развитие детей раннего возраста – один из самых важных элементов воспитательного процесса. Наладить восприятие мира и дать о нем знания можно при помощи игр или заданий, которые ребенок с интересом будет выполнять. С самого раннего возраста кроха пытается познать мир при помощи органов чувств, важно помочь ему в этом. Благодаря сенсорному восприятию мира развивается мышление, малютка делает первые логические заключения.

Ребенок изучает кубики

Естественное развитие сенсорного восприятия

С того момента, как малютка начинает держать головку, он изучает окружающую его обстановку. Делает это он посредством ощущений:

  • запаха;
  • вкуса;
  • цвета.

Примерно в 3-4 месяца кроха начинает хватать предметы руками. С этого момента он начинает использовать для получения информации тактильные ощущения. Родители замечают, что дети начинают тянуться к новым ярким игрушкам, любят трогать погремушки с рельефными ручками. Если малышу вложить любой предмет в руку, то он его потянет ко рту, чтобы получить сведения о вкусе. Родители не верно оценивают это действие, считая, что грудничок просто чешет десна из-за начала периода прорезывания зубов.

Желание понюхать, бросить или попытаться почувствовать вкус любого объекта – неосознанное стремление узнать свойства предмета. Именно этому способствует сенсорное развитие.

Ребенок грызет игрушку

Несмотря на то, что дети самостоятельно делают первые шаги в получении сенсорных навыков, родителям нужно помогать им в этом деле. Самостоятельно малыши лишь учатся понимать:

  • форму предмета;
  • делать примитивные сравнения.

С помощью родителей они начинают выстраивать логические цепочки к 2-3 годам. Разберем на простых примерах. Мягкие и ярко окрашенные персики – сочные и сладкие, а твердые и зеленые – невкусные. Если на улице светло, то можно играть – наступило утро, а как только потемнело – надо отдыхать, уже вечер и ночь. Благодаря таким выводам кроха начнет делать правильный выбор. Он не будет тянуться к невкусным фруктам, а вечером начнет готовиться ко сну.

Формирование сенсорных навыков

Важные периоды развития

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста разделяется на этапы, исходя из количества прожитых ими лет. Степень обучаемости ребенка зависит от успеха прохождения каждой стадии. Ребенку, при получении школьных знаний, помогает умение делать выводы с раннего возраста. Оно развивает его интеллект, помогает сформировать аналитическое мышление.

  1. Для первого года жизни характерно получение знаний посредством ощущений. Кроха занимается наблюдением за объектами, пропавшими в его поле зрения. Важно не включать малышу мультипликационные ленты и рекламные ролики. Альтернатива им – множество объектов с разными формами, цветом. Допустимо использовать движущиеся игрушки. Вне зависимости от пола ребенка, приобретите машинки. Толкая и катая их малютка начинает понимать связь между своими действиями, понимать эффект от них. Девочка играет с игрушкой
  2. Около трех лет – отличный возраст для усвоения новых знаний. Это время подходит для изучения основных форм предметов, сравнения их величины. Расскажите крохе об основных цветах, научите различать их, называть. Для закрепления знаний подходит простая игра: поручайте ребенку находить среди кучи игрушек необходимую – желтый кубик, синий мяч, зеленый брусок. Главной игрушкой этого периода является конструктор. Из него можно строить, а также сортировать его элементы по цветам, размерам.
  3. После 4 лет формируются сенсорные эталоны. Название фигуры малыш уже связывает со чувственными представлениями. Период подходит для углубления ранее полученных знаний: выделения оттенков цвета, измерения величины предметов, разделения сложных предметных форм на простые.

Вне зависимости от этапа развития необходимо обеспечивать кроху полным набором необходимых игрушек.

Сенсорное восприятие необходимо для нахождения простых причинно-следственных связей. Этим направлением развития должны заниматься не только родители, но и педагоги. Сейчас для дошкольных учреждений разработаны собственные образовательные программы, направленные на получение разнообразных знаний. Детский сад помогает присмотреть за крохой, обучить его, подготовить к школе.

Особенности восприятия у грудничков

Сенсорное развитие детей раннего возраста практически не использует демонстрацию, для этого этапа совсем не подходят игры. Первую информацию кроха получает от мамы, важно наладить с ней тактильный контакт. Кроме осязания, у новорожденного действует обоняние. До трех месяцев он должен проводить больше времени с матерью, постоянно чувствовать ее рядом.

Некоторые родители на этом этапе развития совершают серьезную ошибку – «не приучают ребенка к рукам», запрещают спать вместе со взрослыми и предпочитают искусственное вскармливание естественному. Педагоги не рекомендуют придерживаться радикальных методов воспитания, так как из-за этого малютка недополучает естественные сенсорные навыки.

Роль сенсорного воспитания

Психологи считают, что установка ребенку границ способствует отставанию эмоционального созревания. Специалисты сходятся во мнении, что для нормального развития нужно использовать:

  • ежедневный поглаживающий массаж, легкую гимнастику;
  • совместный сон днем или ночью;
  • купание, сочетающееся с ласковыми поглаживаниями;
  • ношение на груди при помощи специальных устройств или частое пребывание на руках.;
  • проявление любви ласковыми объятиями, поцелуями.

Уложите на пеленальный стол отрезы разных тканей: велюра, бархата, шелка, флиса, бязи и фланели. Для воздушных ванн выкладывайте малютку на эти ткани, чтобы он получал первые впечатления от разных поверхностей. До трех месяцев перед малышом помещайте однотонные предметы базовых цветов: красные, желтые, зеленые, синие. С детьми старше 3 месяцев можно заниматься при помощи пальчиковых игр.

Воздушные ванны

Для самостоятельного изучения таким малышам можно дать зеркало, многоцветные игрушки. Совместно рассматривайте вид из окна, наблюдайте за природой на прогулке. Хорошим подспорьем для прохождения начального сенситивного этапа будет специальный коврик, на дугах которого располагаются игрушки, маленькие зеркальца.

Не давайте тяжелое стеклянное зеркало из маминой косметички. В современных развивающих игрушках, с маркировкой «0+», присутствуют собственные зеркала из тонкого пластика. Они дают не такое четкое отражение, но для крохи его будет достаточно.

В течение дня грудничкам будет полезно прослушивать качественную инструментальную музыку. Подбирайте для него легкие классические и современные произведения, исполнение которых не прошло электронную обработку. Книжные магазины на своих полках часто представляют сборники для детей до года. Подобранные композиции благоприятно действовать на ребенка, а на фоне музыки записан звук сердцебиения, напоминающего грудничку о внутриутробном периоде.

Грудничок слушает музыку

Введение прикорма – важный этап развития. Он начинается только с однокомпонентных пюре не только из-за риска аллергических реакций. При правильном введении прикорма, вы помогаете ребенку познать вкус разных продуктов: овощей, фруктов, мяса, круп. Специи, соль, сахар при первом прикорме запрещены.

Что должен знать ребенок от 1 до 3 лет?

Младший дошкольный возраст – лучшее время для развития, так как у крохи отлично развита память. Любую информацию он схватывает на лету. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста достигает своего пика с 2 до 3 лет их жизни. Для этого периода походят методики, основанные на предметном направлении деятельности. До тез лет жизни кроха должен научиться правильно использовать безопасные предметы. До трех лет малыш должен:

  • находить среди многих предметы заданного базового цвета;
  • знать простейшие формы, уметь их различать;
  • с легкостью называть базовые цвета;
  • строить башню из простых кубиков; Игры с мягкими кубиками
  • понимать отличия в размерах;
  • сортировать игрушки по цветам;
  • выбирать предмет, ориентируясь на его описание (по цвету, форме, размеру);
  • уметь описывать предмет по фактуре (гладкий, шершавый, мягкий);
  • строить модели из конструктора по предложенному образцу.

Игра – один из самых эффективных методов обучения для этого возраста. Родителям важно научить ребенка подходить к игрушкам творчески – использовать их в ролевых играх, выполнять разные задания. Важно давать им образцы, подражая которым кроха будет украшать кукол или строить модели.

В занятия стоит добавить и неосязаемые образы – читать детскую литературу, слушать музыкальные произведения и аудиосказки. Заучивайте с крохой короткие детские стишки, потешки, песни. Проговаривайте вместе фразы из книжек. Эти занятия будут дополнительно развивать речь крохи, пополнять его словарный запас.

Если некоторые задания из списка выше ребенок не может выполнить к трем годам, не нужно расстраиваться. Достаточно в течение нескольких недель большую часть времени заниматься ими, чтобы «подтянуть» знания. Часто достаточно правильно поднести информацию малышу, чтобы он запомнил цвета или формы. С одними детьми обучение происходит легко, если в пример брать кубики или конструктор, а другие запоминают цвета с помощью карандашей или красок.

Некоторые знания могут быть получены очень легко, в таком случае стоит углубить их. Если малютка легко отличает большое от маленького, то можно добавить в сравнение средние по размеру объекты. Для этого возраста наиболее подходит прием демонстрации. Используйте для него: рисунки, кубики, кукол, резиновых зверят.

Развитие в этом возрасте может быть осложнено Нежеланием малыша разговаривать или проблемами с произношением определенных звуков. Если вы чувствуете, что ребенок сейчас не может произнести нужное название, проговаривайте его чаще для запоминания. Занятия, в ходе которых не раз называются цвета и формы, откладываются в памяти ребенка. Позже он продемонстрирует свои знания.

Изучение цветов

Особенности восприятия дошкольников от 4 до 6 лет

После 4 лет дошкольники начинают постигать свойства окружающих их объектов. Им уже доступны понятия:

  • оттенка;
  • формы;
  • вкуса;
  • качества поверхности;
  • запаха;
  • течения времени.

Как и все сенситивные периоды развития ребенка, этот этап требует участия педагога и родителя. Малыш должен умен обнаруживать характеристики разных объектов, находить их особенности. Важнейшим навыком является сопоставление. Ошибочно считается, что письменный стол необходим только школьникам. В комнате ребенка он должен появиться уже в 4 года, так как крохе нужно место для занятий с пластилином, кинетическим песком, выполнения творческих заданий, игр.

Игры с кинетическим песком

Лексикон малыша должен пополнится прилагательными. С их помощью он будет описывать разные объекты. Рассказ о предмете должен стать более красочным, он должен содержать информацию о:

  • свойствах предмета;
  • способах его использования;
  • сочетании его с другими.

Рассмотрим на примере: красная машинка используется для подражания пожарным. Ее кузов можно наполнить песком, водой, солдатиками. Играть с красивой машинкой можно на улице и дома. Обратите внимание, что большинство методик тестирования дошкольников имеют такое задание среди многих. Если чадо с ним не справиться, то могут возникнуть проблемы с обучением.

Еще один важный сенсорный навык этого периода – умение делить предметы на группы. Для этого возраста не важен цвет объектов, распределение по группам происходит по признакам или способам использования. Занятия можно проводить с тематическими карточками или реальными примерами. Соберите в доме игрушки, посуду, одежду по 3-4 вещи из каждой группы. Попросите малыша разложить их по кучкам. Если задание вызвало затруднения, сократите количество групп до 2.

Деление предметов по группа

Закрепить навыки поможет игра «Найди лишнее». Возьмите для нее 6 вещей, 5 из которых будут иметь общее предназначение, а последняя станет лишней. Разложите их перед дошкольником, попросите убрать вещь, которая не может входить в эту группу. Вне зависимости от правильности выполнения, попросите чадо объяснить свое решение. Проговаривая его он сможет построить логическую цепочку, научится делать выводы.

Развитие сенсорных навыков не должно быть хаотичным. Большинство родителей не могут самостоятельно обеспечить регулярные занятия, поэтому важно своевременно начать посещать детский сад или другое учреждение образования.

Занятия могут содержать простую информацию о химических реакциях, физических явлениях, истории. Современные образовательные программы построены так, что дошкольники перед первым классом уже обладают базовым багажом знаний. Рассказывать стоит об истории разных праздников, природных явлениях, свойствах разных материалов (глина, песок, камень).

Какие игры можно использовать для развития дошкольников?

Кроме описанных выше игр, во время развивающих занятий можно использовать и другие. Несколько примеров:

Счетные палочки

  1. Канцелярские магазины продают по доступной цене счетные палочки, обязательно приобретите их для дома. Хорошо, если они будут иметь разные цвета. Палочки можно пересчитывать, выкладывать ими разные фигуры, сортировать по цветам. Старайтесь комментировать все действия. Хвалите за правильно выполненное задание, не ругайте ребенка за ошибки. Наводящими вопросами правильно направляйте его.
  2. Для следующей игры из картона вырежьте несколько цветков и бабочек, чтобы они образовывали пары одного оттенка. Используйте только базовые цвета. Попросите ребенка составить пары из хаотично разложенных растений, бабочек.
  3. Ищите пары среди игрушек. Вырежьте из картона простые формы: квадрат, треугольник овал, круг. Попросите к каждой фигуре найти похожую на нее игрушку.
  4. Сшейте из плотной ткани мешочек. Положите в него несколько небольших фигур с разными качествами поверхности, формами. Попросите ребенка опустить внутрь мешка руку, не вытаскивая ее, он должен найти загаданный объект.
  5. Для следующей игры вам понадобится несколько простых воздушных шариков, а также наполнители для них. Они должны быть разными по форме: мука, вода, фасоль, колотый горох, гречка, овсяные хлопья, пшено. По два шарика наполните одинаковыми крупами, завяжите их. Важно, чтобы они были разного цвета, так ребенок будет основываться на своих ощущениях. Попросите кроху пощупать шарики, чтобы найти пары.

Это всего лишь несколько примеров, которые можно осуществить для обучения детей младшего возраста дома. Материалы для занятий можно встретить на полках многих книжных или детских магазинов. Обязательно пользуйтесь карточками, окружающими вещами, подручными материалами. Знания закрепить можно с помощью практических творческих заданий – выполнения аппликаций, лепки, рисования. Важно поэтапно пройти все сенситивные периоды развития ребенка, чтобы облегчить ему обучение в школе.