Подвижные игры для детей 5-6 лет для детского сада и дома

Роль игр в воспитании ребенка признана родителями и педагогами. Именно через игру малыш постигает действительность, изучает ее закономерности, обучается жить в соответствии с обычаями. Все непоседливые ребятишки не могут долго усидеть на одном месте, они любят беготню, прыжки, догонялки. Подвижная игра с определенными правилами является осознанным, динамичным действием ребенка с организованным, четким исполнением поручений по предписаниям, необходимым для всех, вовлеченных в игру. Это своеобразное подобие тренировки или занятия, готовящие ребенка к жизненному пути.

Ребята гоняют мяч

Подвижные игры для детей 5 лет способствуют развитию логики, сообразительности, ловкости, формируют характер, его волевые и моральные качества. Они помогают укреплять здоровье дошкольников, ставят их в различные жизненные ситуации и учат ориентироваться в них, разносторонне воспитывают.

Важность подвижных игр в воспитании детей

Подвижные игры для детей 5-6 лет не могут быть стихийными, устраивать хаос и беспорядок. Воспитатель или родители, организуя такую игру, должны руководствоваться определенными принципами. Игры обязаны быть доступны детям с их физическими и умственными возможностями, понятны правила и условия. Любой возрастной категории соответствует наиболее распространенный вид движения: ходьба, бег, подпрыгивание. Воспитатели применяют в работе с детьми подвижные игры, в которых кроме ключевых движений, используются иные, к примеру, хлопанье, топанье и другое.

Прогрессивные российские педагоги прошлых лет, зная о важной роли подвижных игр для физического развития детей, для получения ими жизненного опыта и нужных умений, занимались изучением и собиранием таких игр. В своих работах они комментировали их значимость для телесного становления детей и популяризировали пользу их интеграции в структуру воспитания юного поколения. Дальше эти проекты были продолжены в работе исследователей, занимавшихся теорией и методикой подвижных игр в педагогике.

Дошкольники

Являясь естественным спутником детской жизни, эмоциональным источником радости, обладая огромной силой воздействия на детскую душу и тело, подвижные игры традиционно используются в педагогике как средство воспитания. Одной из характерных особенностей таких занятий является устремленность к достижению результата. Испытывая радостное чувство от самого процесса игры, от удовлетворенности интереса к двигательной деятельности, от горячей обстановки игры, неповторимый эмоциональный взлет вызывает получение признанного убедительного результата – победы.

Классификация подвижных игр

Педагоги с давних пор старались классифицировать игры по различным категориям. Игры группируют по различным признакам:

  • по трудности;
  • по смыслу движений;
  • по уровню физической загрузки;
  • по употреблению пособий и снаряжения;
  • по преобладающему становлению физических характеристик.

Физические игры с аниматорами

В программах детских дошкольных учреждений за основу систематизации взят показатель главенствующего типа двигательной деятельности – беготня, подпрыгиванье, залезание. Подбирая игры по любому отдельному типу движения, выдерживается преемственная связь среди возрастных категорий. Такой подход помогает воспитателям подбирать  нужные игры для развития у ребят конкретных умений.

Иная систематизация предлагает разделение игр по уровню мускульной интенсивности. В играх большой мобильности принимает участие весь коллектив (ловушки, пятнашки). В играх маленькой подвижности замедленная скорость (морская фигура, замри).

Сущность и построение подвижных детских игр для 5 лет тоже отличаются разнообразием. Некоторые из них имеют фабулу, амплуа и каноны, объединенные с содержанием. Поступки в них совершаются пропорционально условиям, указанным ролями и правилами. В иных играх фабулы и амплуа нет, рекомендованы только задачи на движение, регламентированные нормативами, определяющими порядок, скорость и проворство их проведения. Третьи игры содержат слова, которые устанавливают вид движений и их очередность.

Ребята запускают змея

Все игры для дошкольников, выстроенные на базе движения, делятся на две категории: подвижные игры, имеющие правила, и спортивные. К первой относятся различные по сути, по детской организованности, по трудности канонов и неповторимости миссии. Игры второй группы (теннис, футбол) для дошкольников имеют упрощенные правила.

Подвижные игры без сюжета

Фабульные подвижные игры зачастую проводят с младшими дошкольниками. Бессюжетные подвижные игры для 5-6 лет (ловушки, перебежки) имеют законы и скоординированные поступки игроков. Они опираются на легкие обычные передвижения: беготню, сочетающуюся с хватанием и прятаньем. Эти забавы понятны, интересны и младшим, и старшим дошкольникам.

Для бессюжетных игр необходимо больше инициативы, самодеятельности, проворства и сноровки в передвижениях, ориентации на местности. Поэтапно игры становятся более трудными, с затейливыми задачами. В играх без сюжета, с использованием различных снарядов (кегли, серсо), игроки реализуют более трудные движения: забрасывание, запускание, перехватывание, перемещение мячиков, шаров, колец. Замысел в таких играх довольно трудный. В игре возникают некие компоненты личного соперничества.

Толпа детей

Игровые упражнения

Подвижные игры связаны с упражнениями, однако, их цели, образовательные задачи и методики осуществления неодинаковы. Игра основана на фиксированной идее (символической или фигуральной). Упражнение преподносится как планомерно налаженное двигательное действие, нарочно скомплектованное в целях физического развития, смысл его заключается в осуществлении однозначных заданий (забросить в ворота).

На занятиях с дошкольниками часто используют игры-забавы. Они не слишком значимы для физической эволюции ребят, однако, зачастую их проводят на досуговых мероприятиях, спортивных празднествах.

Игры с элементами соперничества стимулируют дошкольников к предприимчивости, инициативности, к демонстрации разнообразных волевых свойств (упорство, терпение). Они понятны детям старшим дошкольникам, а с младшими группами не проводятся. Игры, включающие элементы спорта, рекомендуется проводить с 5-6 летними детьми по упрощенным канонам (баскетбол, бадминтон).

Воспитательная роль подвижных игр

Подвижные игры в 5 лет, как и остальные их виды, становятся моделью построения существования детей. Они играют огромную роль в развитии умения общаться, в формировании микроклимата в группе детсада. Особенно значим этот нюанс сейчас, когда многим ребятам не хватает дворовых игр, когда-то служивших прекрасной школой коммуникации. Правильно налаженные подвижные игры для детей 5-6 лет способны скорректировать отношения дошкольников, вносят позитивный настрой во взаимоотношения ребят. Для урегулирования многих вопросов используют в воспитательных целях подвижные игры, которые могут создать из ленивых – трудоголиков, из незнающих — умных, из неумелых — умелых и ловких.

Для сближения детского коллектива применяются командные игры, объединяющие игроков совместным стремлением – победить в состязаниях. Участники команды оказывают друг другу помощь, чтобы скорее решить поставленную перед ними задачу. После окончания игры ребята подолгу обсуждают действия, анализируют личные ощущения и делятся переживаниями.

Физкультура у дошкольников

Подвижная игра как один из ключевых инструментов физвоспитания дает возможность плодотворно решать комплексные вопросы оздоровления и образования, оказывая многогранное влияние на организм ребенка. В процессе игры энергичность ребят создает динамичное самочувствие целого организма, ускоряет метаболизм, усиливает жизненную активность. Занимательная суть игры, воодушевление, интенсивность стимулируют к конкретным интеллектуальным и физическим стараниям.

Подвижные игры 5-6 летних ребят — инструмент самопознания, рефлексии, удовольствия, досуга и развития. Воодушевленность и темпераментность игры значима в воспитании. Посреди всеобъемлющего многообразия игр, в становлении индивидуальности ребенка подвижным играм по праву отводится значительное место.

Благоприятное влияние на здоровье

У малоподвижных детей уменьшена энергичность биохимических процессов, ослаблен иммунитет, они зачастую подвержены простуде и инфекциям, лимитирован охват ресурсов дыхания и сердечной деятельности, ослаблена нервная система, образуются различные нарушения осанки, что приводит к всеобщему истощению организма и понижению жизнедеятельности. Специфическим последствием перечисленных расстройств в деятельности многообразных комплексов и органов становится регресс физических и психических свойств: координирования, внимательности, скорости движений, быстроты рефлекса, мобильности и трудоспособности.

Игры в классики

Учитывая возрастную специфику и физическую тренированность ребят, подвижные игры проявляют положительное действие на рост, формирование и упрочение опорно-двигательной системы, мускулатуры, на становление у детей безукоризненной осанки, увеличивают многофункциональность организма.

Динамичная двигательная практика игрового типа и созданные ею позитивные переживания, умножают все жизненные процессы в организме, усовершенствуют деятельность всех органов и структур. Огромный объем движения стимулирует респирацию, гемодинамику и обмен веществ, что полезно влияет на сознание. Подтверждено, что подвижные игры оказывают целебное воздействие на нервную систему.

Формирование личности в игре

Игре присуща одна из главных ролей в становлении индивидуальности: она активизирует память, представления, совершенствует логику, творческую фантазию. Непременные для всех игроков принципы, согласно которым поступают ребята в процессе игры, регулируют поступки играющих и содействуют выработке взаимовыручки, содружества, порядочности, благородства, собранности. А потребность соблюдения правил, форсирование преград, неминуемых в игре, благоприятствуют воспитанию волевых отличий: упорства, терпения, бесстрашия, решимости, способности гасить негативные эмоции.

Игры с мячом

Ребята понимают смысл игры, обучаются поступать согласно выбранному амплуа, изобретательно применяют действующие двигательные умения, готовятся оценивать свои поступки и действия партнеров по игре.

Детям нравится сопровождать подвижные игры пением, стишками, считалочками, игровыми рефренами. Подобные игры обогащают лексикон ребят.

В подвижных играх детям приходится самим искать выход, думать, как поступить, чтобы получить результат. Стремительная и подчас спонтанная перемена нюансов требует поиска свежих и малоизвестных средств разрешения встающих проблем. Это благоприятствует формированию самодостаточности, энергичности, инициативности, творческой фантазии, смекалки.

Игра ручеек

Нравственное воспитание

Большую роль играют подвижные игры для формирования духовных качеств ребенка. Дети обучаются функционировать в команде, повиноваться совместным условиям.

Позиция ровесников является авторитетной для любого играющего. В совместной подвижной игре любой игрок воочию убежден в превосходстве коллегиальных согласованных усилий, ориентированных на одоление преград и получение совместного результата. Главная цель подвижных игр — упрочить самочувствие участников, поддержать их безукоризненный физический прогресс, помочь освоению жизненно важных умений и повысить их качество, совершенствовать рефлексы, сноровку, изучить ранее неизвестные ресурсы собственного организма.

В любой возрастной группе ДОУ занятия проводятся систематически, подвижные игры рассчитаны на перспективу, в плане воспитательной работы для ежедневного применения. Воспитатель намечает игры для коллективного и индивидуального проведения. Каждая игра должна преследовать свои цели. Педагог решает, какие свойства и умения должны быть сформированы и зафиксированы с помощью той или иной игры.

Сезонность проведения игр

Каждый вид подвижной игры имеет свое место проведения: помещение или площадка. При подборе занятий учитывают время года. Летом используются игры, связанные с природой, например, ловля бабочек. Зимний сезон диктует свой подбор занятий: снежки, горки для спрыгивания, снежки для метания.

При планировании игр воспитатель ориентируется на уровень организованности детей. На первых порах, с недостаточно дисциплинированной группой желательно проводить сдержанные, уравновешенные занятия, и поэтапно переходить к более быстрым. Важное значение имеет место игры в дневном распорядке, например, к концу дня с усталыми ребятами не следует организовывать слишком бурные игры.

При выборе игры необходимо контролировать и ее уровень нагрузки, воздействие на организм дошкольников. Выбор игры обусловлен тем, в начало или в конец занятия она включена. В первую часть ее вводят с целью сконцентрировать команду, обучить ребят построению парами, кругом, разместить их на площадке, примером могут быть игры «Кто скорее соберётся», «Найди себе пару». Высокоподвижные игры следует организовывать в середине занятия. Чтобы более или менее успокоить ребят, для заключительного раздела выбирают сдержанные, уравновешенные игры.

Игры с обручом

Обычно для одного занятия планируется не больше двух игр, одна из которых вписывается в главный фрагмент занятия, другая — в завершающий.

Подвижные игры для мальчиков и девочек 5 лет вызывают веселье, восторг, помогают более плодотворно решать педагогические задачи по оздоровлению, образованию и воспитанию ребят. Динамичные передвижения, заданные смыслом игры, настраивают детей на позитивные переживания и ускоряют течение всех процессов в их организме.

Важно сочетание в игре двух беспристрастных обстоятельств:

  • участие ребят в прикладных действиях, их физическое совершенствование, обучение самостоятельности;
  • получение нравственной и душевной, а также эстетической удовлетворенности от своего участия в совместной игре, углубляющей освоение окружающего мира.

Мальчик занимается

Все это в итоге помогает развивать полноценную личность. Значит, подвижные игры являются результативным инструментом многогранного формирования индивида.

Использование малоподвижных игр в ДОУ

Малоподвижные занятия применяются в качестве самостоятельной формы работы для физического развития детей. Назначение подобных упражнений заключается:

  • в сокращении физической нагрузки, поэтапном переходе от возбужденности к более сдержанному и уравновешенному положению; Дети встали в круг
  • в сбрасывании суммарной усталости, интенсивности напряжения конечностей, упругости, эластичности и мобильности пальчиков на руках, согласование движений частей тела;
  • в совершенствовании сосредоточенности, понятливости, смекалистости, памятливости, проницательности, проворности, скорости реагирования;
  • в укреплении сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, легких и других систем детского организма;
  • в умении ориентироваться в окружающем мире;
  • в создании, регуляции и закреплении двигательных навыков;
  • в приобретении наслаждения и радости, организации прекрасного самочувствия и умонастроения;
  • в поддержании хорошего состояния здоровья дошкольников;
  • в увеличении заинтересованности физической культурой и здоровым образом жизни, формировании потребности в них.

Характерные для малоподвижных игр движения выполняются в замедленном темпе с ограниченной интенсивностью. Своеобразие таких игр заключается:

Воспитатель занимается с детьми

  • в системе построения ребят (круг, шеренга);
  • во включенных в игру движениях;
  • в технологии осуществления заданий, в подборе самого игрового вида, участка для проведения, разработке и подготовке, сборе ребят, объяснении условий и задания, завершении;
  • в замедленной скорости;
  • в величине повторов упражнений.

Подвижные игры содействуют формированию памяти, догадливости, смекалки, проницательности, внимательности, координации движений, ориентированию в окружающем мире. Важно то, что они могут доставлять ребятам веселье и радость, формируют замечательное настроение и самочувствие.

Занимаются подвижными играми с детьми 5-6 лет в дошкольном учреждении на занятиях по физической культуре, во время прогулок в любое время года, в процессе самостоятельной детской двигательной активности. Родители тоже могут проводить с малышами такие игры.

Похожие статьи