Как ребенка научить читать правильно: советы логопеда

В этой статье поговорим о том, как избежать ошибок, которые могут негативно сказаться на дальнейшее развитие. Главная задача – это правильно построить занятия, чтобы ребенок научился читать. Возможно, будет нелегко, но нужно преодолеть этот путь, чтобы в школе учиться без проблем.

Мама с дочкой

Возраст

Существует мнение, что малыша нужно заставлять читать чуть ли не с года или двух, показывать слова и надписи ему, обучать глобальному чтению. Потом переходить к звукоаналитическому в 3 года. Однако и физиологами, логопедами и дефектологами доказаночто наиболее оптимальный период, когда нужно начать обучению чтению и грамоте – это 5-6 лет. Если делать это раньше, то нервная и мозговая системы могут не справиться с нагрузкой, так как еще не совсем созрели. Преждевременное обучение чтению не принесет каких-то замечательных плодов, не сделает ребенка вундеркиндом или отличником. Раннее начало не повлияет позитивно на развитие, а вот вред может нанести колоссальный. Так как будет затрачено много сил, а результат будет не лучше, если бы начали занятия с пяти лет.

Внимание: не надо торопиться!

Кроме того, ребенок, который созрел к тому, чтобы уже начать читать, он, как правило, интересуется буквами, что она обозначает, что будет, если их сложить. Это показатель зрелости мозговой структуры и отдела, который отвечает за навык чтения.

Состояние звукового анализа и восприятия

Ребенок должен учиться и хорошо уметь выделять звуки нашей речи на слух. Мы должны учить его понимать, что такое звуки, что они бывают разными: гласные и согласные, в чем отличие. Что согласные могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Малыш должен выделять их в самом слове: в начале, в середине или в конце. Должно быть понимание разницы между звучанием. Малыш обязан делить слова на слоги.

Чтение в слух

Все эти параметры нужны, чтобы грамотно владеть чтением, а в дальнейшем письмом. Поэтому параллельно или до того, как начали учить читать, мы предлагаем задания на эти важные функции: звуковой анализ и синтез. Кроме того ребенок должен иметь правильное звукопроизношение. И не заменять один звук на другой. В противном случае будет нарушен фонематический слух, спровоцированы ошибки в письменной речи.

Внимание: во время или после чтения закрепляем пройденный материал – печатаем пройденный буквы. Это оптический образ, зрительная память. Также идет развитие моторики.

Еще один важный момент: перед началом чтения ребенок должен иметь превосходное звукопроизношение. Поэтому специалист вначале ставит звуки, если есть проблемы. А уж потом изучать технику чтения.

Этап знакомства с буквами

Родители часто допускают главную ошибку, называя букву не звуком, а так, как она звучит в алфавите. Например, не [к], а [ка]. Ребенок это запоминает и начинает также писать и читать. Не «лапа», а «лэапэа». Не должно быть два звука вместо одного. Только звуковой аналог буквы.

Важно: начинайте учить дошкольника по слогам. Для этого достаточно пройти несколько простых гласных. Например, а, о, у. Букву и лучше отложить на поздний период. Далее даем простые согласные, которые можно тянуть.

Список слов для чтения

Достаточно ознакомиться с несколькими гласными, чтобы сложить слог. Ни в коем случае не допускаем побуквенное чтение. Нужно подбирать букварь, в котором обучение начинается с легкого произношения слогов, чтобы у ребенка не было дефектной речи. Если в книге идет смешение простых и сложных звуков, а у малыша при этом возникают трудности, то лучше оставить ее на полке, поискав что-то лучше.

Письмо

После прочтенного учимся писать печатные буквы. Их нужно обводить несколько раз, лепить из пластилина, составлять из палочек. Главная задача – это правильное запоминание.

Ошибки

Некоторые родители хотят, чтобы сын или дочка начали читать быстро, торопят его. Здесь упускается смысл прочитанного, теряются окончания слов. А в конце таких экспериментов нет даже возможности пересказать текст, так как все внимание было уделено скорости.

Важно: не заставляйте читать быстро. Необходимо внятно проговаривать каждое слово, понимая смысл и значение. Задавайте вопросы по тексту, как он понял содержание, определенные слова.

Также малыш должен пересказывать прочитанное. Иногда бывает, что дошкольник просто читает формально, не понимания слов, не запоминая сути.

Это основные рекомендации родителям, которые будут учиться читать.

Похожие статьи