Советы логопеда как определить готов ли ребенок к школе

Первый показатель, на который смотрит логопед – это состояние звукопроизношения. Перед поступлением в первый класс у ребенка оно должно быть правильным. Не должно быть дефектов речи. Если же ребенок произносит звуки неправильно, заменяя одни на другие, например, вместо Р говорит Л. Соответственно услышим не слово работа, а «лабота», не парта, а «палта». Точно также будет и писать. Поэтому в обязательном порядке нужно исправлять звукопроизношение перед школой.

Логопед занимается с ребенком

Если логопед уже поставил правильный звук, а ребенок  все же допускает некоторые ошибки в конце слова, на которые родители уже не обращают внимания, необходимо еще проводить занятия для автоматизации звуков. Потому что, как слышим, так и пишем.

Показаться к логопеду стоит в обязательном порядке за год до школы. Во-первых, это не ударит по карману. А во-вторых, предостережет будущего ученика от лишних двоек и проблем. За это время опытный специалист поможет исправить все дефекты и огрехи произношения.

Состояние звукового анализа

Перед поступлением в первый класс малыш должен очень хорошо владеть всеми навыками звукового анализа и синтеза: хорошо понимать, что такое звук, слог, слово, чем отличается гласная от согласной, звонки от глухого. Также должен уметь находить позицию звуков в слове: где он находится (в начале или в конце). Должно быть четкое понимание между слогом и словом. Умение делить слова по слогам. Для этого существует большое количество книг, игр и пособий. Этим можно заниматься без помощи логопеда. Только вы и малыш.

Девочка читает книгу

Умение читать

Если раньше дети приходили в школу и ничего не знали, то современная система образования требует определенной подготовки. Например, чтение.

Важно: дошкольник должен называть любую букву так, как звучит ее звуковой аналог, а не как в алфавите. Чтобы не получилось следующее: волк, а не «воэлк». Учите чадо называть каждую букву звуком!

Один из важных пунктов подготовки – чтение слов по слогам, а не по буквам: ла-па, ма-ма, па-па. А не п-а-п-а.  К сожалению, неправильный процесс  затрудняет дальнейшее обучение.

Мелкая моторика

Ребенок должен быть готов к большим нагрузкам, которые будут у него в 1 классе. Это связано с тем, что предстоит много писать. Поэтому важно уметь правильно держать ручку. Ведущая рука должна быть полноценно сформирована под  то, чтобы обводить и проводить линии, делать шриховки, дорисовки. Печать букв уже идет четкая, не путаясь в них (з, е и э) и не переворачивая в написании.

Занятия письмом

Допускается на первой недели зеркальное написание, то есть ошибочное. Но через несколько месяцев все должно быть правильно. Если результат не достигнут, то со школьником проводят уже дополнительные тренировки, чтобы ученик освоил правильные оптические  образы буквы. Для этого существуют всевозможные задания:

  • лепка из пластилина или теста,
  • выборка правильно и неправильно написанных букв из задания,
  • дорисовка недостающих элементов,
  • конструирование элементов из счетных палочек,
  • обводка по трафарету.

Все это направлено на зрительную память. По сути, мальчику или девочку нужно всего лишь запомнить весь алфавит русского языка.

Состояние речи

Важны все компоненты.

  1. Словарь. Должен быть достаточно наполненным, объемным.
  2. Лексико-грамматическая категория: словообразование, согласование. Дошкольник должен уметь компоновать прилагательные с существительными. Например, яблоко зеленое, небо голубое, солнце яркое и так далее. Менять окончания – пять карандашей, но три карандаша. Если уделить нужное внимание этим, казалось бы, мелочам, то и написание будет корректным.
  3. Связная речь. Задавайте вопросы малышу и требуйте полного и развернутого ответа. Составляйте рассказы и сочинения по картинке.

Учитель проверяет ребенка

Состояние высших психических функций

Сюда можно отнести:

  • память;
  • внимание;
  • восприятие;
  • логическое мышление.

Здесь уже существуют различные тесты и задания. Например, ребенок должен запомнить некоторое количество слов или картинок и вспомнить через некоторое время в определенном порядке. Он должен находить отличия в похожих рисунках, продолжать ряд в геометрических фигурах, которые находятся в определенной логической последовательности. Основная задача – выявить и построить ту самую цепочку.

Задач масса, поэтому необходимо на первоначальном этапе выявить «подтормаживающую функцию», а затем сделать на нее упор. Тренируйте его перед школой для лучшей успеваемости.

Мальчик и девочка

Умение концентрироваться над учебной деятельностью

Здесь важно умение выполнять задания во время урока логопеда, участвовать активно в занятиях на протяжении получаса, не соскальзывая в игровую деятельность. Если развита усидчивость, и он занимается с большим интересом, не отвлекаясь и концентрируясь на тех задачах или упражнениях, значит его нервная система созрела к тому, чтобы обучаться в 1 классе.

Но если вы видите, что он устает, работает из-под палки, что допускает много ошибок, что страдает память или внимание, речь становится несвязной, словарь маленький, неправильные грамматические конструкции, есть нарушения в звукопроизношении, то ребенок не готов к школе. Здесь стоит подумать о том, чтобы не торопиться с походом в школу, отложив его до 7 лет.

Основная масса детей созревают к учебному процессу с 6,5-7,5 лет.

Надеюсь, данная информация была полезной вам.