Обзор подвижных игр для детей 3-4 лет

Игра является чрезвычайно значимым способом привлечения ребенка к двигательным действиям.

Ребята играют на лужайке

Подвижные игры для детей 3-4 лет не похожи на те, что предназначены для более младших ребят. Малыши третьего года стали не только динамичнее, но и сильнее. Миссия родителей и воспитателей заключается в поддержке стремления детей энергично двигаться в игре, в организации условий для полноценных занятий подвижными играми. Игра у трехлетних малышей является важнейшим занятием: в игре происходит их формирование и становление личности. Но сами дети пока еще не могут придумать игру, поэтому им необходима поддержка взрослых.

Роль родителей в детских подвижных играх

Режим малыша должен составляться взрослыми таким образом, чтобы уделялось не меньше часа самостоятельным движениям ребенка (беганью, прыганью) и столько же времени со взрослыми. Необходимо в процессе игр внимательно наблюдать за состоянием малыша и его настроением. Желательно проводить такие развлечения на свежем воздухе: на прогулке происходит динамичное становление физической эволюции малыша.

Использование подвижных игр формирует ценные умения, воспитывает ребенка интеллектуально, нравственно и физически, позитивно воздействует на семейный микроклимат. Проводить время на прогулке малютка должен с интересом и пользой. Физические упражнения и подвижные игры для детей 3 лет способствуют укреплению организма, повышению иммунитета, тормозят развитие множества недугов.

Игра в теннис

Значение формирования двигательных умений у малышей

Подвижные игры – это часть процесса физического воспитания дошкольников, в котором решается целый комплекс задач по становлению умения двигаться, следить за правильной осанкой. Вследствие податливости нервной системы, младшие дошкольники без труда осваивают любые виды передвижений:

  • ползание;
  • ходьбу;
  • бег;
  • прыжки.

Безошибочное проведение занятий и тренировок помогает продуктивно развивать мускулатуру и иные системы малышей. Усвоенные опыт и сноровка в двигательных навыках помогают экономно тратить силы ребенка: на легкое, без затруднения выполненное упражнение, уходит гораздо меньше нервной и физической энергии, что позволяет совершать больше повторов, тем самым оказывать более благотворное воздействие на все органы ребенка. Используя надежно развитые двигательные умения, можно уже уделять внимание осмыслению проблем, созданных неожиданно в процессе игры. Например, малыш, уверенно научившийся прыжкам в длину с разбега, уже не думает в игре с волком и охотником, какой ногой отталкиваться, а ищет оптимальный способ спасения от волка.

Ребята прыгают

Подвижные игры, заложившие основу физического развития ребенка в раннем детстве, позволяют совершенствовать их в дальнейшем, и завоевывать высокие спортивные результаты. Большинство знаменитых спортсменов начинали регулярные занятия в этом возрасте.

Одновременно с освоением умения двигаться, самым младшим детям следует учиться другим физическим способностям: проворству, резвости, эластичности, подвижности, неутомимости, поддержанию баланса. Эти характеристики взаимосвязаны между собой, ими обусловлены многие виды действий ребенка. Например, крепость, резвость и ловкость позволяют увеличить длину и степень высоты подпрыгивания. Выносливость помогает ребенку без устали заниматься тренировками, перемещаться на долгие дистанции.

Воспитательные цели подвижных игр

Подвижные игры имеют огромный потенциал не только физического развития малышей, но и используются в их нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовом воспитании. Во время игр и выполнения других физических упражнений возникают ситуации, благоприятные для становления позитивных черт характера и этических свойств:

Игра с воспитателем

  • честности;
  • справедливости;
  • коммуникабельности;
  • чувства локтя.

У многих ребят проявляются волевые особенности характера:

  • храбрость;
  • самостоятельность;
  • упорство.

Правильно организованные подвижные игры для малышей 3-4 лет помогают созданию благоприятных условий для функционирования всего организма, в том числе нервной системы, вследствие чего малыш лучше воспринимает и запоминает сведения не только о процессе игры и ее условиях, но и об окружающем мире. Все, что он видел вокруг – животные, птицы, насекомые, растения, природные и погодные явления –  оставляют в его воспоминаниях яркое впечатление. Это способствует развитию психологических алгоритмов:

Ребята гуляют на улице

  • пониманию;
  • вниманию;
  • представлению;
  • творческой фантазии;
  • речи.

Дети учатся:

  • наблюдать;
  • сравнивать;
  • анализировать;
  • обобщать.

При проведении подвижных игр для 3-4 летних детей очень важно обращать внимание на создание позитивных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения и на способность оперативно исправлять негативные переживания. Необходимость эта обусловлена благоприятным влиянием положительных чувств на все органы и системы ребенка.

Двигательная активность малышей в подвижных играх воспитывает способность восприятия, верного понимания и точного оценивания красоты, грации, элегантности, экспрессии движений и осанки, колоритности костюмов и всей атмосферы проведения игры, которая не допустит грубого поведения.

Использование игр в детском саду

Занятия младшей группы ДОУ предусматривают формирование таких видов движения, как ходьба, бег, ползанье, метание, катание, прыжки. Все действия происходят в коллективе.

Обычно малыши этого возраста стараются находиться рядом со взрослым, прислушиваются к его словам, им доставляет удовольствие выполнение доступных нетрудных заданий и поручений. Однако пока еще у самих не получается найти свое положение, чтобы выполнить нужное движение. Поэтому перед началом занятий надо использовать самые легкие построения, ориентированные на разные пособия или предметы обстановки. Свободный порядок построения благоприятнее и комфортнее всего для подвижных игр.

Активные игры

Взрослый помогает малышам в их построениях и перестроениях, учит, как нужно встать, чтобы не мешать друг другу, строит их. Шаг за шагом они усваивают передвижение колонной. Для обучения ребят соблюдению расстояния, между ними в качестве ориентиров применяют заранее разложенные игрушки и предметы обстановки.

Обычно воспитателю приходится коротко разъяснять игровые задания всей группе, выполнять задания вместе с детьми, а дальше рекомендуется обратить внимание на каждого ребенка. Индивидуальный подход требуется многим малышам, отличающимся гипервозбудимостью, скорой усталостью от однообразных движений, неспособностью беспрерывно ходить и бегать, утомляющимся долгим ожиданием сигнала к игре. Повышенное внимание необходимо малоподвижным, ослабленным, стеснительным деткам, отстающим физически. Такие ребята обычно бывают боязливыми, пассивными, принимают участие в игре лениво, апатично. Но если им понравится интересное задание, они с удовольствием включаются в игру, изменяя при этом качество своих движений.

 

Ребята играют

Поначалу новенькие, нерешительные, закомплексованные, могут отказываться от выполнения предложенных действий, но с интересом наблюдают за действиями других детей или воспитателя. При повторе, ставших привычными игр, они поэтапно включаются в движение, при условии обращения к нему взрослого и его поощрении и помощи. Когда застенчивые дети стесняеются выполнять упражнение, воспитатель дает то же задание другому малышу, что поможет крохе справиться с робостью.

Воспитатель должен использовать весь потенциал для того, чтобы польза от игры была максимальной, а она получается, если правильно чередовать движение и передышки. Отдых может быть пассивный и активный, когда нагрузку принимают на себя мускулы, не участвовавшие в прошлых упражнениях, осуществляя при этом смену мышечной активности. Например, подвижная игра, основанная на беге, сменяется ходьбой по скамеечке или метанием мяча. С помощью активного отдыха увеличивается продолжительность занятий, сокращаются интервалы между различными способами передвижения.

Игры с обручем

Ключевые типы движений

  • Ходьба

Большинство подвижных игр для детей 2-3 лет основано на этом простом движении, которое ими еще пока не до конца освоены, вследствие недостаточных двигательных умений. Чтобы скорректировать слабые стороны детской ходьбы, проводят специальные игровые упражнения с заданием идти невесомо, как кошки или бесшумно, как мыши. Чтобы ребята перестали шаркать ножками, следует их тренировать переступать через различные предметы и игрушки типа кубиков или кеглей.

Игры с использованием ходьбы и бега для малышей 2-3- лет часто проводятся в музыкальном сопровождении, что помогает развивать чувство размеренности, координировать темп и согласованность движений.

Ходьба является составной частью всех занятий и подвижных игр. Она развивает ориентирование в окружающем мире, быструю реакцию на сигналы. Примером такой игры может быть задание идти в одну сторону, а услышав звуковой сигнал, остановиться, и повернуть в другую; шагать вокруг игрушек или мебели, не дотрагиваясь до них, не задевая друг друга.

Ходьба

В течение третьего года особенности детской ходьбы качественно меняются, увеличивается ее скорость.

  • Бег

Один из ключевых видов движения младших дошкольников – это бег. Сложение любящих бегать детей пропорциональное, правильнее сформирована стопа. Активность мышц в процессе бега увеличивает частоту сокращений сердца и позитивно действует на весь организм. В этом возрасте бег меняется, становясь легче, изящнее. На такие изменения влияет не только возраст и личностное своеобразие детей, но огромную роль играют систематические занятия бегом и использование его при проведении подвижных игр, в которых малыши бегают естественнее. Координируют движения малыши в игре тоже гораздо успешнее.

Музыкальным сопровождением, применяемым в подвижных играх для детей 3 лет, можно изменять темп, ускорять его или замедлять. Воспитатели часто используют некие образы для того, чтобы задавать скорость бега, например, сравнивая движение с ездой на автомобиле: сначала быстрее, потом медленнее. На занятиях рационально устраивать бег синхронно всей группой и чередовать его с ходьбой. Взрослый обычно помогает определить верное направление, чтобы дети не сталкивались, особенно это касается подвижной игры, в которой движения взаимосвязаны с эмоциональностью детей.

Бег

  • Прыжки

Этот вид движений является важным показателем физподготовки ребятишек: это их любимый вид игры и занятий. Надо обучить их делать это правильно, потому что прыганье предписывает согласованность и ритмичность работы всей мускулатуры, и четкость координации движения. Учить начинают с подскоков на одном месте, прыжков вперед и спрыгивания с высоты, которые необходимо контролировать индивидуально, потому что оно связано с большой нагрузкой, и на начальном этапе малышу следует оказывать помощь. Прыжковые движения формируются параллельно с развитием бега, помогая улучшать ловкость, выносливость, силу, координацию движений.

Словесные указания в процессе обучения, детьми понимаются успешно. Обычно проводят занятия одновременно со всеми ребятами, которым разрешается выполнять упражнения в свободном темпе. Четкие задания дают в форме игры или в виде подражания: предлагают прыгать через такие предметы, как лента, ручей, канава, скакать, как зайчик, как белочка. Такие игры не вызывают трудностей у малышей, которые воспринимают их с интересом и воодушевлением.

  • Ползанье и лазание

Этот вид движения тоже доставляет ребятам огромное удовольствие. Делают они это быстро, уверенно и ловко. Большая часть детей делает это упражнение правильно, а неверные движения исправляет воспитатель, показывая своим примером, как следует это выполнять. Желание малышей ползать, необходимо поощрять, потому что его считают корректирующим занятием, уменьшающим нагрузку на позвоночник.

Лазание получается далеко не у всех детей: скорость невысокая, а многие ребята не умеют согласовывать движения рук и ног. Выполняется упражнение индивидуально: взрослый должен подбадривать ребенка и обеспечивать надежную подстраховку, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и не упал, отпустив руки от перекладины.

Детская разминка

  • Бросание, ловля, катание

Этими движениями дети на третьем году тоже еще пока плохо владеют, но у них есть великое желание что-то метать и перекатывать. Такие упражнения обладают ценностью для укрепления мускулатуры ребят, формируют согласованность движений и глазомер. Легче всего дается малышам бросание. Правильность навыка метания можно выработать при упражнении обеих рук, несмотря на то, что малыши предпочитают делать это самой сильной рукой. Задание взрослого постараться забросить мячик по возможности дальше, стимулирует ребятишек к выполнению более энергичных движений. Обычно их интересует сам процесс броска и его многократное повторение, а только потом уже результат.

Систематически тренируясь и чередуя метание на расстояние, меняя при этом руку, разнообразя задания, создают условия для повтора различных вариантов и усвоения всевозможных способов метания. В подвижных играх дети получают задания с дополнительной нагрузкой: побежать за своим мячом и принести его обратно или катить его, проползти за ним под натянутой веревкой.

Активные игры

Если воспитатель дает задание перекатить мяч, то он сначала сажает ребят полукругом, и начинает перекатывать его каждому по отдельности, показывает, как следует отталкивать мяч от себя с помощью ладошек и пальчиков. Обучение ловле мяча имеет свои нюансы. Малыш в 3 года, в силу своих физиологических особенностей, может поймать мяч исключительно после точного броска с маленького расстояния, когда предмет сам попадает ему в руки. Поэтому главное внимание в младшей группе уделяется бросанию на дальность, а метание в цель и ловля мяча используется довольно редко.

Процесс осуществления подвижных игр

Занятия с ребятами 3 лет начинают с использования игровых упражнений, когда малыши только овладевают непривычными для них движениями. Эти задания не имеют фабулы и канонов, однако, включают практически все типы необходимых движений. Поначалу можно использовать повтор игровых заданий для самых маленьких, постепенно переходя к более сложным тренировкам. Создавая подходящие требования для частых повторов движений, малыш все равно поступает соответственно своим возможностям и навыкам. Сочетая, чередуя и дополняя задания игры, в занятия для детей 2-3 лет вносятся подвижные игры с сюжетом.

Мальчик-велосипедист

В эти годы у ребят возникают неизменные игровые потребности, появляется способность соблюдать простые правила. Понемножку им становятся доступны игры, предписывающие наличие выдержки, со сменой видов действий, достаточно скорой реакцией на сигналы.

С помощью подвижных игр можно ликвидировать замкнутость, застенчивость, научить детей слушанию и пониманию слов взрослых, действовать по команде. Ребята уже умеют отличать выражения лиц и нюансы голоса взрослого, вот почему рекомендуется поддерживать отношения с малютками в непринужденном и доброжелательном духе, чтобы их стремление к копированию помогли привлечь к инициативности в играх.

Увлекательные, энергичные и динамичные занятия доставляют малышам веселье и удовольствие. Посильность их оказывает позитивное воздействие на состояние, позволяет освобождаться от психической и интеллектуальной усталости. Концентрируя силу детей, подвижные игры для малышей 2-3 лет насыщают их выразительными переживаниями, не позволяя проявиться чувству усталости, увеличивая выносливость.

Детская команда

Организация действий детей в подвижных играх

В силу того, что у малышей пока еще не хватает знаний, опыта и сноровки, а сосредоточенность минимальная и неустойчивая, сюжеты для занятий должны быть простыми, а понятия, которыми оперирует воспитатель, известными и привычными, например, домик, машинка, солнце, собака, самолетик. Многие игровые упражнения направлены на повтор усвоенных движений (прыжков, подскоков, бега), которые чередуются в разном порядке, тем самым создавая многообразие, в то же время закрепление и совершенствование движений.

Заметные недостатки (семенящие шаги, согнутые конечности, несогласованные движения), хорошо видимые в процессе специального занятия, гораздо меньше проявляются во время игры, когда малыш больше обращает внимание на сюжет и требования.

Ясная фабула и комбинирование разнообразных типов моторики с кратким покоем, создавая бодрость и жизнерадостность, увлекая ребят, помогают совершенствовать их движения. Созданные для всех без исключения равноценные условия, характерны для игровых занятий в младшей группе. Дополнительную роль сначала играет сам воспитатель, например, кошку, автомобиль или сторожа в играх про кошку и мышей, воробышков и машину, курочек в огороде, и только после полной отработки уже передает ребенку.

Детские соревнования

Взрослый должен подсказывать порядок игры, показать все элементы, например, как летает воробей, расправив крылышки, как улетают птицы при появлении автомобиля. Следует напомнить малюткам значение сигналов, дающих знак о начале или окончании деятельности. Это могут быть зрительные (флажок определенного цвета или ленты), а также слуховые: слова, хлопки в ладоши, музыкальный фрагмент, удар по барабану.

Подвижные игры проводятся в дошкольном учреждении ежедневно на занятиях физической культуры, на прогулке в разные сезоны: летом, весной, зимой и осенью. Участвуя в самом процессе игры и показывая основные движения детям, педагог повышает их заинтересованность, которая, в свою очередь, стимулирует освоение ими новых типов движения и совершенствование знаний о мире.

В играх дети запоминают значения новых слов, тренируя память, их коммуникация с воспитателем становится непосредственнее: они сами частенько предлагают поиграть, проявляя самостоятельность и активность. Отдельную заботу педагог должен уделять обучению соблюдению правил, не забывая о технике безопасности.

Похожие статьи