Виды психологических тестов для школьников
Психодиагностика детей и подростков является актуальной задачей школьного психолога и служит предупреждением дезадаптации и неуспеваемости. Желательно проводить регулярный мониторинг состояния учащихся, их мотивации, уровня стресса и других факторов, чтобы вовремя принять меры. Психологические тесты для школьников различаются по своему способу и назначению, в настоящее время существует достаточное количество стандартизированных методик с высокой валидностью и надежностью, также пользуются популярностью и проективные методы.
Содержание
Методы психодиагностики младших школьников
Психология младшего школьного возраста определяет задачи для диагностики. Это психологическая готовность к учебе, проверить которую позволяют тесты школьной мотивации. Также важна проверка уровня когнитивных функций: внимание, память, мышление. Школа, ее расписание и правила, множество новых контактов неизбежно вызывают у ребенка стресс, поэтому важна проверка свойств эмоционально-волевой сферы: уровня тревожности, стресса, а также адаптации ребенка в коллективе.
Тесты для детей первого класса должны отличаться простотой и небольшой продолжительностью, так как детям этого возраста еще трудно удерживать внимание продолжительное время при отсутствии высокой мотивации, что может повлиять на результаты теста. К третьему-четвертому классу дети способны дольше сохранять концентрацию при работе с тестами-опросниками.
Графические (проективные) методы
Для младших школьников целесообразно использовать рисуночные тесты, особенно актуально это для детей с проблемами в общении. Такова, например, диагностика интеллекта Гудинаф-Харриса. Ребенку предлагается нарисовать человека («мужчину», «дяденьку») так хорошо, насколько он умеет. При оценке обращается внимание на такие вещи как:
- присутствие существенных деталей: голова должна быть присоединена к туловищу при помощи шеи, есть руки и ноги;
- присутствие мелких деталей: на лице обозначены глаза, нос и рот, на голове — волосы, на руках пальцы;
- способ изображения: одной непрерывной линией или раздельно, руки и ноги «растут» из туловища или соединяются более естественным образом, прорисованы одной линией или двумя и прочие;
- наличие декоративных элементов одежды.
За каждую существенную деталь выставляются баллы согласно ключу, количество баллов указывает на соответствие развития ребенка определенному уровню.
Для оценки психического состояния используют цвето-рисуночный психологический тест. Инструкция состоит из нескольких частей. Вначале детям предлагается нарисованный пустой квадрат, который нужно закрасить разными цветами, отражающими состояние («настроение») ребенка на данный момент. Затем нужно нарисовать свое состояние в виде какого-то образа, с которым оно ассоциируется. В зависимости от использованных цветов и образов можно диагностировать:
- активность;
- радость;
- внимание, сосредоточенность;
- мечтательность, фантазии;
- усталость;
- дружелюбие;
- открытость;
- уважение;
- бодрость;
- заинтересованность;
- сочувствие, сострадание.
Оценка внимания
Для оценки устойчивости внимания младших школьников применяется так называемая корректурная проба. Это последовательность букв, где определенные из них нужно зачеркнуть по инструкции. Тест проводится на время, результаты оцениваются по количеству верных ответов за минуту.
Оценка переключаемости внимания производится с помощью таблиц Горбова-Шульте с черными и красными цифрами от 1 до 25 в разнообразном порядке. Испытуемому предлагается найти все черные цифры в порядке возрастания, а красные — в убывающем, при этом черные и красные цифры показываются попеременно. Экспериментатор фиксирует число верных ответов за временную единицу.
Оценка объема кратковременной памяти
В первом варианте метода исследования ребенку предъявляются изображения предметов или геометрических фигур, а также слова, которые он должен запомнить, а затем воспроизвести по памяти, обычно 10-12. Во втором варианте слова произносятся, и запомнить их нужно на слух. Из количества правильно воспроизведенных слов или названий фигур и предметов рассчитывается объем кратковременной памяти.
Оценка мышления
У младших школьников появляются новые особенности мышления — анализ и планирование. Оценка этой функции представляется наиболее сложной, так как во многом успех зависит от мотивации к исследованию. Существуют разные типы мышления, которые сложно охватить одним тестом. При этом исследование мышления на этом этапе очень важно, так как необходимо выявить наиболее одаренных ребят и, наоборот, имеющих отставание в психическом развитии.
Есть различные психологические тесты мышления для школьников младшего возраста. А.З.Зак предложил метод словарных карточек, позволяющих разделить испытуемых на преимущественно использующих теоретический или эмпирический способ мышления. Вначале предлагаются карточки с фразами типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?» Затем некоторые слова в заданиях заменяются абстрактными буквосочетаниями типа: «Катя иаее, чем Лиза. Лиза иаее, чем Лена. Кто иаее всех?» Чтобы верно выполнить задания, ребенок должен заменить мысленно сочетания букв на существующие слова либо непосредственно оперировать логической конструкцией.
Оценка вербально-логического мышления
Детям предлагаются 15 серий по 4 слова такого типа: «Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед». Предлагается исключить лишнее. Для этого ребенок должен в уме проанализировать, по какому принципу объединены понятия, и какое не соответствует общей теме, причем сделать это достаточно быстро. Выделение нехарактерных признаков может говорить о нарушениях мышления.
Оценка образного мышления
Испытуемому предлагаются карточки с предметами, где необходимо выделить лишний, также определив общий принцип, по которому объединены эти вещи. При этом с каждой серией картинок сложность нарастает. Важно убедиться, что ребенок усвоил инструкцию, если же нет, то сделать одно-два задания вместе с ним.
Существуют тесты самооценки, тревожности (тест Филлипса), школьной мотивации и другие. Целесообразно использовать в работе со школьниками младших классов метод наблюдения, данные, полученные в ходе бесед с педагогом, самим ребенком, родителями.
Тесты для среднего и старшего школьного возраста
Уже в 11 лет ребенок вступает в переходный возраст, и становится актуальным исследование личностных особенностей. В этот период происходит становление характера, оформляются способы поведения и эмоционального реагирования. Очень важными становятся достижения и реакция на них окружающих, принятие ребенка социальной микросредой. Повышается чувство собственного достоинства, и обостряется чувствительность к критике, восприятие себя зачастую может быть неадекватным. В то же время появляется мотивация к самопознанию. Важной становится половая самоидентификация.
Удобно использовать для психодиагностики анкеты и опросники, такие как:
- САН (самочувствие-активность-настроение);
- тепинг-тест (исследование свойств НС по психомоторным показателям);
- тесты структуры темперамента Я. Стреляу, В.М. Русалова;
- опросник Айзенка (выявление акцентуации личности);
- ЧХТ (черты характера и темперамента).
В исследовании психических функций детей в старших и средних классах используются перечисленные выше диагностические инструменты, кроме того, к ним добавляются новые:
Исследуемая функция | Методики |
Восприятие | «Компасы», «Часы» и другие |
Внимание | Расстановка и поиск чисел, тест Мюнстенберга. |
Память | Опосредованное запоминание (Л.С.Выготский), пиктограммы (А.Р. Лурия), воспроизведение по памяти цифр, образов. |
Мышление | ШТУР (школьный тест уровня развития), детский тест Векслера, матрицы Равена и другие. |
Речь | Толкование пословиц. |
Для диагностики разных сторон личности применяются методы изучения мотивации к обучению, самооценки, тревожности (например, опросник Спилберга), характера (тест определения акцентуации Леонгарда), шкала депрессии, проективные методы изучения образа своего «Я», такие, как «Несуществующее животное», «Дом-дерево человек» и другие.
Для оценки отношений школьника с микросоциальной средой используются тесты общения, межличностных отношений, социометрия. У старшеклассников целесообразно использование методик на профориентацию, исследование склонностей, влияющих на выбор профессии.
Необходимо помнить, что окончательное заключение об особенностях личности и уровне психического развития ребенка можно сделать лишь после комплексной всесторонней диагностики, включающей метод наблюдения, результаты бесед с учителями, родителями и самим испытуемым, cбора биографических данных и анамнеза.