Какие бывают дидактические игры для старшей группы
Дидактическая игра помогает дошкольникам осваивать опыт и сноровку, а также формирует их психику, эмоции, волю, развивает таланты. Она делает учебную программу занимательной, веселой, создает жизнерадостный настрой, а позитивные переживания способствуют пониманию и запоминанию. Для малышей это часть их жизни, поэтому учебные действия происходят гораздо легче с использованием дидактической игры.
Смысл дидактических игр заключается в решении детьми умственных задач, предложенных взрослыми. Они будут проявлять самостоятельность, если им будут понятны и интересны игра и ее правила. Вот почему эти игры должны усложняться, придумываться новые варианты или более замысловатые правила.
Содержание
Классификация дидактических игр
Множество дидактических игр создает у малышей безошибочную оценку социальных отношений, природных явлений, позволяет детям с их помощью научиться думать оригинально, используя накопленный опыт в различных ситуациях, в зависимости от поставленной перед ними задачи. Дидактические игры для детей старшей группы обучают дошкольников разумно применять полученные и усвоенные знания на практике:
- отыскивать типичные и специфические черты в реалиях жизни или окружающем мире;
- сопоставлять, систематизировать и разграничивать предметы по конкретным показателям;
- проводить безошибочные заключения и обобщения.
Дидактические игры в старшей группе требуют точного соединения доказательности, убедительности, изобразительности с речью воспитателя и деятельностью самих детей с игровыми предметами. Предметно и тематически дидактические игры могут иметь различную направленность.
Музыкальное воспитание посредством дидактической игры
Всестороннее развитие детей не будет полным без знакомства с музыкальной культурой, которое начинается с самого детства. Большая роль отводится музыке в ДОУ, дети слушают ее в процессе различных занятий, на утренниках и мероприятиях, знакомящих их с всевозможными видами музыкальных произведений. Заинтересованность и любовь к музыке помогают развитию музыкальности ребенка, его творческого потенциала.
Понимать музыку сложно, это требует таких качеств, которых ребята еще не имеют: сформированного интеллекта, сосредоточенности, эрудиции. Чтобы обучить их понимать специфику музыкального вида искусства, надо осознанно привлекать их внимание к средствам музыкальной экспрессивности и колоритности, учить разбираться в жанрах произведений. Для этого и служат музыкально-дидактические игры, используемые в старшей группе. Комплексным воздействием на малышей они усиливают целостное понимание музыки.
Как и любая игра, музыкальная должна быть направлена на восприятие музыки и передачи ее смысла и характера в движениях, использующих хороводные построения и подвижные игры. Однако главной задачей их все-таки является формирование музыкального слуха, а игра лишь способствует этому.
Дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх по музыке в старшей группе, потому что там неизменно развивается сюжет, сочетающий занимательность и состязательность. Целью игрового действа в ходе проведения дидактических игр становится методичное и регулярное понимание музыки, способность чутко вслушиваться, понимать изменения темпа, размеренности, оценивать динамику и ритм на протяжении одной пьесы.
Существует 3 типа музыкальных дидактических игр, которые различаются своими целями и характером действий:
- слушание, предусматривающее состязательность в способности скоро и верно узнать пьесу;
- подвижные занятия, в которых состязания в сноровке не совпадают по времени с музыкальными упражнениями;
- игры хороводного типа.
В первом случае нередко используют пособия, а победители получают в качестве приза фишки. В течение игры дети показывают картинки, соответствующие исполняемой музыке.
Для второго вида дидактических игр характерна динамичность действия. Дети в подгруппах слушают музыку, отвечая на нее передвижением. После многократных изменений, громких или тихих, быстрых или медленных звуков происходит завершение игры и определение чемпионов.
В играх третьего типа задачей ребят, разделенных на 3 группы, является точно отреагировать на заданные именно им звуки высокого, среднего или низкого регистра. Победителей поощряют выполнением их пожеланий.
Дошкольникам в музыкально-дидактических играх неизменно требуется серьезная слуховая сосредоточенность, помогающая совершенствовать звуковое понимание. Поэтому во время игры малышу приходится слушать изменение звучания и двигаться в соответствии с ним, не вырабатывая автоматизм движений. Следовательно, игра достигает своей цели, если в ней не вырабатываются навыки, а ребенок каждый раз использует мыслительную деятельность, внимание и память.
Музыку можно включать в качестве составной части в другие занятия, например, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. Она может предварять детские наблюдения или закреплять их, чтобы результатом стало не только умение ребенка наблюдать, но и ощущать великолепие природы, сравнивать ее образы с музыкальными. На занятиях по развитию речи, сказка, рассказанная под аккомпанемент подходящей музыки, произведет на малышей незабываемое впечатление. Мелодия придаст ей особенную эмоциональность. Рекомендуется для этой цели использовать те сказки, на текст которых написаны оперы или другие пьесы.
Творческие музыкальные игры побуждают ребят к деятельности, требующей выдумки, воображения: они экспериментируют со звуками, придумывают новые танцевальные движения; подыскивают новые средства выразительности, чтобы передать игровой образ, исходя из собственного опыта, сами составляют сценарий нового музыкального развлечения и роли в нем своих действующих лиц. Такие игровые построения сочетают в себе игру с элементами театральности, что дает ребятам стимул для огромного личностного роста.
Ребята осваивают музыкальные дидактические развлечения поэтапно. Осведомив детей о правилах, педагог рисует перед ними задачи. Поначалу инициатива принадлежит ему, однако, в дальнейшем малыши смогут своими силами играть в понравившуюся им игру, выбрав ведущего из своих рядов. Умения, приобретенные детьми при разучивании музыкальных дидактических игр, помогут им благополучно участвовать в занятиях с различными видами музыкальной деятельности, в том числе в физкультурных и праздничных мероприятиях, где также применяется мелодичное оформление.
Ознакомление с элементарными математическими понятиями в игре
Математике отводится громадная роль в интеллектуальном становлении дошкольников. Не всем малышам она поначалу дается легко, поэтому с помощью позитивной мотивации запоминание новых сведений значительно ускоряется, при этом поддерживается стабильность интереса и сосредоточенности. Разнообразные дидактические игры по математике в старшей группе развивают и поддерживают познавательные интересы детей.
Они прекрасно сочетаются с серьезной учебой, потому что включение игровых деталей превращает скучные занятия в увлекательные, улучшает настроение. Даже наиболее инертные и безучастные дошкольники вступают в игры с удовольствием и прикладывают при этом большое старание, чтобы помочь друзьям по команде. В эти моменты воспитатель может плодотворно наладить контакт с детьми, помочь им сконцентрироваться.
Ведущим занятием в дидактических играх по математике все же остается обучение «царице наук». Игровые моменты только оживляют процесс, делают его более динамичным, деятельным и креативным. Организация игровой обстановки на математическом занятии улучшает поведение, разнообразит учебную работу, вносит в нее эмоциональность, сбрасывает усталость.
Игра не может быть просто формальной, она должны нести в себе идею. К примеру, для решения задачи – «сколько кирпичиков потребуется, чтобы разбить их по 2 штуки на 3 кучки», можно задать нетрадиционный вопрос: «Кто ответил правильно – Знайка или Незнайка?», – предложив выбрать из двух вариантов (верного и неверного) ответов. Еще один способ подачи той же задачи заключается в рассказе о фокуснике, который спрятал правильный ответ в 3 закрытые коробочки. Надо догадаться, сколько кирпичиков потребуется для исполнения трюка. Выслушав реплики ребят, воспитатель открывает крышки коробок и проверяет правильный ответ. Подобные нехитрые задачи малышам покажутся фокусом. Такие загадки они согласны разгадывать снова и снова.
Обязательно следует учитывать, что дошкольники лучше понимают и усваивают материал в движении, поэтому продуктивно применять на занятиях больше подвижных игр. На первый взгляд, это не гармонирует с математикой, однако, всегда можно найти лазейку, то есть придумать. Значительную часть обычных, известных игр можно переделать в подвижные, например, домино с геометрическими очертаниями, если сделать карточки более крупными, раздать малышам и попросить раскладывать их на полу.
В следующей игре вместо распутывания лабиринта за столом на бумажном листе, можно разложить веревку на полу как петлю и провести по ней детей, показав тем, кто не справился с решением, куда ведет дорожка. Можно становиться фигурами, описывая круги или вращающиеся фигуры. Можно, войдя в роль циркуля, описывать при помощи ног окружности. При наименьших затратах на реквизит, получается максимально полезный результат.
Поэтапное взросление малышей позволяет им перейти от персональных игр к совместным, затем к командным. В старшей группе участие в команде является огромным стимулом. В стремлении помочь друзьям ребенок старается, чтобы задание было выполнено максимально прилежно. Самая лучшая игра должна быть организована так, чтобы дошкольники учились взаимно друг от друга.
К примеру, при изучении счета и составлении примеров с использованием цифр и знаков, можно предложить изобразить счетную машинку. Дети делятся на 2 команды и получают числовые и знаковые карточки, из которых следует выложить на ковре пример. Первоначально товарищи по команде помогают друг другу, подсказывают верное решение. В дальнейшем появляются лидирующие игроки, свободно справляющиеся с заданием. Они не позволяют проявиться тем, кто тоже понимает, как надо получить правильный ответ, но немного медлят. В следующий раз этих лидеров воспитатель сделает судьями, чтобы не устранять их из игры, и в то же время дать остальным игрокам проявить себя.
Корректирующие игры тоже будут полезны в дополнение к любым занятиям. Такие игры обычно нацелены на закрепление способности коммуникации, а также чувственной и характерной областей. К примеру, играя, можно совместить закрепление изучения ключевых геометрических фигур и тренировку волевой сферы малышей. Педагог попеременно поднимает и показывает детям, поделенным на команды, картинки, изображающие геометрические фигуры.
После его сигнала детям предлагается вместе дать ответ. Поначалу многие не сдерживаются и торопятся ответить, не дождавшись команды, упуская баллы. Несколько раз обжегшись на этом, им приходится стать бдительнее. Воспитатель может намеренно давать другой сигнал, сбивая детей с толку. Такие упражнения тренируют ребят в сдержанности и хладнокровии параллельно с закреплением знаний по геометрии.
Обобщенное представление о фигуре в геометрии создается путем наглядности. В дидактических игах для старшей группы детского сада детям представлены модели различных расцветок, размеров и из разнообразного сырья. Обучение строится на базе сравнения, обнаружения аналогичности и различий в играх на нахождение парных предметов. Можно выявить своеобразие каждой из геометрических фигур методом сравнения ее с моделями других цветов и размеров.
Дошкольники шаг за шагом учатся распределять и очерчивать размещение и порядок фигур, повторяют рисунок, состоящий из геометрических фигур, по стереотипу и руководству воспитателя. Упражняются в нахождении обоюдного расположения фигур, играя с заданием определить, что изменилось, найти одинаковый узор, найти пару.
Со временем малыши обретают способность разбивать замысловатый рисунок на формирующие его части, определять их форму и положение в пространстве. Это позволяет стимулировать формирование аналитического понимания составной формы предметов. Применять игру для обучения математике в старшей группе следует не только для развлечения, а с учетом ее содержания и с опорой на фантазию детей.
Обучение правилам дорожного движения
Дошкольники являются особой категорией путешественников. Для них непонятны взрослые формулировки правил дорожного движения из-за недоступности лексикона. Причины ДТП, в которых страдают дети, бывают различными, но иногда малыши могут стать их виновниками. Вот почему их следует с юных лет обучать правилам поведения на проезжей дороге и на переходе.
Предотвратить детский травматизм на дорогах можно, проводя его профилактику на занятиях в старшей группе, формируя привычку не выбегать на трассу, а приостанавливаться перед проезжей частью, оглядываясь в обе стороны поочередно; приучить переходить шоссе исключительно в отмеченных местах. Забота о собственной сохранности появится у ребенка лишь в итоге повседневного трудоемкого процесса учебы, при котором усвоенные детьми отвлеченные знания будут закреплены регулярными повторами на практике.
Выйти за пределы традиционной формы обучения поведению на дороге помогают дидактические игры по ПДД в старшей группе.
Проблема изучения дошкольниками требований к поведению на проезжей части имеет 3 стороны:
- когда малыши являются пешеходами;
- если ребята становятся пассажирами городских транспортных средств;
- когда дети управляют детским транспортом: велосипедом, самокатом, катаются на санках или на роликовых коньках.
Вот почему главной задачей педагогов по формированию опыта у ребят безопасных поступков на дороге и на транспорте, должна быть регулярная плановая работа, охватывающая все виды деятельности. Малышу необходимо перерабатывать теоретический материал через практические действия, чтобы позже применять их в будничной жизни. Эти занятия не рекомендуется обособлять в независимую дисциплину: они могут стать частью других областей дошкольного обучения. Их можно осуществлять с помощью:
- организованных моделей образования в системе занятий;
- совместных действий воспитателя с детьми;
- самостоятельных манипуляций ребят;
- воспитательных мероприятий;
- познания окружающего мира;
- расширения лексики и чтения детских книг;
- дидактических игр.
Вся система образования и представители ГИБДД стараются решить проблему предотвращения детского дорожного травматизма, однако, более эффективно она решается их совместными усилиями. Для этой цели служат методические пособия, лучшими из них являются автоплощадки с размеченной дорогой, а также автогородки, представляющие собой макет проезжей части с нанесенной разметкой, переносными дорожными знаками и действующими моделями светофоров. Там педагоги проводят беседы, практические занятия и дидактические игры, формирующие у дошкольников следующие навыки:
- умение своевременно примечать угрозы приближающегося транспорта;
- способность распознавать дистанцию до подъезжающего автомобиля и его скорость;
- навык определения размеров машин;
- знание значений изображений красного и зеленого сигналов светофора и дорожных знаков.
Обучая ребят правилам движения, воспитатель сам обязан безупречно знать их и понимать, что надо делать в реальных обстоятельствах. В играх промышленного производства бывают расхождения в трактовке образа действия на дороге, вот почему педагогу нужно изучить инструкцию к игре и методические указания перед их использованием.
Часто безопасность ребенка обусловлена тем, каким образом его сумели обучить корректному поведению и безошибочному принятию решений в однозначной ситуации. Во всех игровых пособиях, кроме инструкции и методических указаний, как проводится игра, должны быть описания и разъяснения к обстоятельствам, в которых могут оказаться дети.
Для разнообразия игровых приемов можно применять инновационные методики, к примеру, алгоритмические игры. В них не только закрепляются правила движения на дорогах, но также дети обучаются ориентироваться в пространстве улицы и города, развивается монологическая речь и логическое мышление. К таким занятиям относятся алгоритмы: как переходить улицу со светофором или без светофора, как безопасно дойти из садика до дома, обучающие ребят составлению рассказа об их действиях при переходе улиц.
После проведенных занятий необходима диагностика детских знаний, как усвоен материал, как малыши смогут применять их на практике, а также корректирование ошибок и дальнейшей работы. В этой деятельности нельзя руководствоваться только устными лекциями, следует широко применять для закрепления практические формы: наблюдение, экскурсии, прогулки.
Экологическое просвещение в старшей группе
Прогрессивным течением в науке стало экологическое развитие дошкольников. Оно возникло недавно и заменило традиционные занятия по знакомству с природой. Раньше программа нацеливала на изучение существующих объектов и явлений. Дети должны были осваивать отдельные природные взаимозависимости. Новые программы по экологическому воспитанию появились в результате исследований современных ученых о взаимозависимости человеческого социума с природой. Этот вопрос сегодня стоит очень остро и обусловлен сохранностью жизни на нашей планете.
Экологическое воспитание ставит своей целью формирование экологической культуры дошкольника, которая включает в себя:
- экологическую нацеленность сведений о природе;
- опыт использования их в практической жизнедеятельности.
Дидактические игры по экологии в старшей группе могут быть разнообразными. В играх с пособиями используют не только игрушки, но и бытовые предметы, природные реалии, состоящие из овощей, фруктов, шишек, листьев, семян. Такие занятия расширяют и уточняют детские представления, учат малышей анализировать, сравнивать, различать, обобщать, классифицировать, совершенствуют их лексикон. Дети в игре с удовольствием называют и описывают предметы, придумывают и отгадывают загадки, запоминают новые сведения.
Сюжетно-дидактические игры помогают дошкольникам осваивать установленные роли, например, продавцов, покупателей, строителей, врачей.
Игры с природными материалами типа растительных семян, листьев, цветов, камней, ракушек помогают расширять сведения о природной среде. Дидактические игры с использованием игрушек с ярко выраженными свойствами – цветом, формой, величиной, материалом – закрепляют знания детей обо всех этих качествах.
Разнообразные настольные печатные игры способствуют уточнению и увеличению преставлений дошкольников о мире, который их окружает, систематизируют их знания. Начинают играть с парных картинок, которые требуется подобрать по определенному признаку. В старшей группе условия могут усложняться: рисунки следует объединять по смыслу. В классификации изображений детям потребуется применение обобщающих интеллектуальных действий с установлением связей между объектами.
Игровое обучение ребят безопасности
Безопасность жизнедеятельности на всей планете считается серьезной современной проблемой, связанной с увеличением численности катастроф в социуме, природной среде и технике. Защита ребят от неблагоприятного влияния чрезвычайных ситуаций и устройство для них комфортных условий, является важнейшей задачей взрослых. Педагоги должны научить малышей, которые в силу своих возрастных особенностей не могут оценить степень угрозы, как вести себя в случае опасности. В современном мире изменилось понимание проблемы безопасности, которая теперь включает такие термины, как экологическая катастрофа и терроризм.
Дидактические игры по ОБЖ в старшей группе помогают обучить дошкольников безопасному поведению в чрезвычайных обстоятельствах:
- знакомят ребят с виновниками угрозы в бытовых условиях;
- обобщают их представления;
- учат мерам предосторожности;
- предупреждают о вероятных последствиях нарушения безопасности;
- сообщают о необходимых действиях, в случае возникновения рискованного положения.
Важно при обучении детей безопасному поведению использовать наглядные пособия, которые можно изготовить собственными руками или с помощью родителей, а также моделирование и имитацию ситуаций. В процессе игры дети общаются между собой на заданную педагогом тему, повторяют правила поведения в подобной ситуации, отвечают на заданные воспитателем вопросы, имитируют действия с бытовыми приборами, которые могут быть потенциально опасными для них. Это помогает формированию опыта поведения по соблюдению безопасности в обиходе.
Дидактические игры считаются сложным и универсальным методом обучения дошкольников, одновременно самостоятельной их деятельностью, а также средством многопланового формирования их личности. Большинство подобных игр способствуют рациональному, самостоятельному использованию ребятами собственных знаний для решения интеллектуальных задач. В играх они находят специфические приметы у предметов и явлений вокруг себя, сравнивают, объединяют, систематизируют предметы по признакам, делают заключения и обобщения.