Какие бывают игры на развитие памяти у дошкольников

В дошкольном возрасте у малышей закладываются основные знания, умения, навыки. Игры на развитие памяти у дошкольников помогут формированию важных способностей ребенка, что подтверждает накопленный педагогический опыт.

Персонаж из мультфильма

Дошкольный возраст (5-6 лет) является самым оптимальным периодом развития, когда функции по запечатлению и воспроизведению достигают пика своей формы в развитии. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь максимальному развитию памяти.

Значение и виды памяти

Память — это способность человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние накопленные впечатления, а также весь запас этих впечатлений и накопленный опыт. С момента рождения воспоминания откладываются в зависимости от обстоятельств жизни, полученных знаний и воспитания.

Виды памяти по времени хранения информации:

  • кратковременная, когда информация хранится в пределах часа, после чего забывается;
  • долговременная, при которой полученная информация удерживается длительное время.

Виды по характеру запоминания:

Развитие памяти

 

  • активно двигательная — запоминание и воспроизведение различных видов движения;
  • эмоциональная — сохранение в воспоминаниях эмоций и чувств, а также запоминание тех, кто вызвал эти чувства;
  • логическая — она особенно тесно связана с логическим мышлением, обучением. Сохранение и воспроизведение мыслей, выводов;
  • образная — сохраняет образы различных предметов, разнообразных явлений.

Образная, в свою очередь, делится на несколько видов в зависимости от органов чувств, участвующих в получении информации:

  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • вкусовая память.

Памятка по развитию памяти

Особенности развития памяти у дошколят

Главная особенность памяти ребёнка до 6 лет — это неумение отличать второстепенное от главного. Малыш впитывает весь направленный поток информации, он изучает окружающий мир во всем его многообразии. Внимание привлекают яркие события, картинки, которые и запоминаются в первую очередь.

Детям все надо попробовать на вкус. Малыши часто тянут в рот траву, цветы: все, что привлекло их внимание. Всё встреченное на пути обязательно малыш потрогает, пощупает, запоминая свои ощущения.

Очень важна и слуховая память, которая в этот период основана на эмоциональном окрасе, тембре голоса. Услышав сказку, рассказанную не монотонно, а с интонациями, разными голосами, дошкольник обязательно запомнит и сам будет ее повторять.

Малыш непроизвольно запоминает только то, что привлекло его внимание своей необычностью. Произвольная память — умение запоминать что-либо усилием воли только начинает свое формирование. Постепенно укрепляется и долговременная память. К 4-5 годам малыш в состоянии запомнить на длительный срок самые яркие моменты своей жизни.

Малыш на прогулке

Советы для родителей

Чаще всего родители и воспитатели отмечают недостаток внимания, неумение концентрироваться и запоминать услышанное малышами. Маленькие дети не любят монотонные и скучные дела. Внимание малышей постоянно отвлекается на что-то новое, неизведанное. Эти недостатки свойственны дошколятам, их можно исправить и скорректировать. Для развития памяти у детей и подготовки их к учебе в школе попробуйте следовать советам:

  • Выделите определенное время для занятий. Занимайтесь с малышом несколько раз в день по 10-15 минут, чтобы он не устал и не потерял интереса к занятиям. Цель занятий — создание условий для формирования и укрепления памяти.
  • Используйте разнообразный дидактический материал для организации игровых занятий. Дети намного лучше запоминают яркие картинки. Собирайте пазлы из красочных деталей, яркие конструкторы.
  • Упражнения для развития памяти обязательно используйте в игровой форме. Это позволит поддерживать интерес ребенка к занятиям. Не повторяйте одни и те же игры. Дошкольнику это наскучит. Придумывайте новые или попросите малыша придумать вам задание.
  • Где бы ни находились — в парке, во дворе дома, на улице, обращайте внимание малыша на детали окружающего мира: на деревья, машины, витрины магазинов, а также на природные явления — иней, снег, дождь, туман. Всё это развивает долговременную память. Прогулка с детьми
  • Скороговорки, детские песенки, короткие стихи (всегда актуальны стихи Агнии Барто) легко запоминаются, если учить их в процессе игры. Развитие слуховой памяти особенно поможет ребенку в школе, где большую часть информации приходится воспринимать на слух.

Выбирая упражнения для занятий с детьми, следует учитывать возраст ребёнка. Для малышей от 3 лет лучше использовать развивающие игры.

Развиваем память и внимание

Рассмотрим игры на развитие памяти у дошкольников:

  1. Фотограф. На выставку пришли фотографы. Их цель — сделать самые точные фотографии. На столе выложены предметы, которые необходимо сфотографировать, запомнить — в каком порядке они лежат. На счет 10 — дети зажмуриваются и отворачиваются. Воспитатель переставляет предметы местами или убирает несколько вещей со стола. Задача детей — вспомнить, какие вещи находились на столе и, если что-то изменилось, сообщить педагогу.
  2. Гараж. Каждый ребенок выбирает, какой машиной он хочет быть. Малышу показывают номер машины, и дают время запомнить его. Потом номер прикрепляется на спину, чтобы его нельзя было подсмотреть. Машины выехали на работу. У каждой машины есть свой номер, который совпадает с номером гаража. Работа была тяжелая, машины устали и решили вернуться к себе домой. Но номер за весь день запылился, и его не видно. Надо вспомнить номер своей машины и поставить ее в гараж с таким же номером.
  3. Зеркало. Два ребенка сидят друг напротив друга и повторяют все движения и мимику своего напарника.
  4. Повтори фигуру. Ребенку показывают нарисованные геометрические фигуры: круг, квадрат или другие. Малышу дается время хорошо рассмотреть рисунок, после чего лист с изображениями убирается. Задача — вспомнить и нарисовать фигуры, которые видел.

Слуховая память

На развитие слуховой памяти можно предложить следующие игры:

  1. Цепочка слов. Один ребенок говорит первое слово. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третьему приходится повторять 2 первых слова и добавлять свое. И так строится цепочка слов.
  2. Расскажи сказку. Дети слушают сказку, через некоторое время воспитатель просит напомнить ему услышанную сказку. Можно попросить, чтобы дети по очереди рассказывали ее — каждый по одному предложению. Девочка читает сказку
  3. Магазин. Воспитатель дает задание — сходить в магазин и сделать покупки. Дошкольник должен научиться запоминать все продукты или другие предметы, которые необходимо купить.
  4. Игра в слова. Необходимо составить 5-10 пар слов, связанных общим смыслом. Например, девочка — кукла, мальчик — машина, зима — снег. Повторить громко и выразительно несколько раз эти слова, чтобы дошкольник запомнил услышанные слова. Старший называет первое слово, ребенок должен вспомнить и назвать пару для этого слова. Эта игра содействует концентрации внимания дошкольника.
  5. Немое кино. Игра помогает развивать внимание, речь. Используя игрушки, жесты, мимику, нужно рассказать историю без слов. После окончания истории дошкольник должен словами пересказать, что он увидел.
  6. Суфлер. В гости пришли друзья — смотреть мультфильмы.На экране телевизора — любимый мультфильм, но звук пропал. Дошкольник должен озвучить мультик. В этой игре формируется речь дошкольника.
  7. Пещера Али-Бабы. Отважные путешественники ночью нашли пещеру известного разбойника. Исследование пещеры происходит в темноте, поэтому детям завязывают глаза. На ощупь они находят сокровища, трогают руками и рассказывают, что именно они нашли. Хорошо развивается тактильная память.

Мама читает сыну

Упражнения для развития памяти

  • Описание предмета. Попросите описать, как выглядят знакомые фрукты: например, яблоко — его цвет, форма, вкус.
  • Запоминание цифр и букв. На листе написать несколько цифр или букв. Повторить их громко и отчетливо. Дать время малышу запомнить увиденное. В другой тетради ребенок пусть нарисует то, что запомнил.
  • Посчитать предметы. Приготовить несколько картинок с изображенными разными предметами (деревья, яблоки). Пусть малыш посчитает — сколько предметов на одной картинке, сколько — на другой. Это упражнение поможет выработать усидчивость и сконцентрировать внимание.
  • Пройти лабиринт. Детям очень нравится прохождение лабиринта. Это упражнение также вырабатывает усидчивость и внимание. Задание можно и усложнить. Когда малыш хорошо справляется с лабиринтом, рисуя дорогу карандашом, можно предложить пройти лабиринт зрительно.

Развивающая игра

Умение заучивать наизусть, создавать образы, рассказывать — все это необходимо для развития памяти дошкольника. Представленные упражнения на развитие памяти у дошкольника не могут являться единственно верными. Следует принимать во внимание индивидуальность ребенка. Обязательно хвалите детей, поощряйте их успехи. Не стоит выплескивать негативную энергию, если у малыша не все сразу получается. Прививайте веру в себя и свои способности, и тогда желание учиться не пропадет у ребенка из-за временных неудач.

Используйте принципы ассоциативного мышления, которые помогут ребенку более успешно впитывать знания и применять их потом во время занятий в школе. Умение видеть и находить логические связи поможет быстрее адаптироваться дошкольнику к школьной жизни.

Упражнения для школьников

С поступлением в школу необходимо продолжать упражнения на развитие памяти у младших школьников. Следует большее внимание уделять вырабатыванию усидчивости, самостоятельности. Зрительный контроль за выполненными домашними заданиями постепенно должен сменить совместное выполнение заданных на дом уроков.

Игра на составление слов

  • Кто больше составит слов. У школьников уже больше словарный запас, они умеют строить логические цепочки. Данное упражнение хорошо выполнять, как соревнование. Одна группа учеников соревнуется с другой. На доске пишется слово. Из букв, состоящих в данном слове, надо составить как можно больше других слов.
  • Угадать слово. Учитель пишет первую и последнюю букву слова. Пропущенные буквы заменяются черточками. Класс делится на две команды. Каждая по очереди называет предполагаемую букву в слове и пытается отгадать слово целиком. Выигрывает команда, первая угадавшее спрятанное слово. В таких играх активно работают и развиваются долговременная память, внимательность, усидчивость.
  • 15 вопросов. Педагог загадывает предмет. Ответ пишется на листе бумаги и до конца игры никому не показывается. Школьники могут задать по порядку 15 вопросов. За это время команды должны определить, что за предмет был загадан. Это упражнение помогает развивать логические связи, строить цепочки предположений, использовать все запомнившиеся знания.

Развитие памяти очень важно для ребенка — оно необходимо в школьных занятиях, оно будет необходимо сегодняшнему малышу всю его жизнь. Поэтому тренировкам памяти нужно уделять большое внимание, начиная заниматься с малышом как можно раньше.