Как проводить физическое воспитание детей

Родители желают, чтобы малыши не болели, были крепкими, бодрыми, сильными детишками. Правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста выполняет эти задачи. Только родившемуся младенцу мамочка уже делает легкий массаж, нежно поглаживая тоненькую кожицу ребенка, разводит, скрещивает ручки, поднимает и опускает ножки грудничка.

Здоровый образ для детей

Первые упражнения, которые делает мама, позволят крохе быстрее окрепнуть, научиться переворачиваться, поднимать головку. С ростом младенца усложняются упражнения, уже сам малыш привлекается к выполнению некоторых из них. Цель всех этих простых упражнений состоит в формировании фундамента с целью построения гармоничного пропорционально развитого ребёнка.

Представление о физической культуре и воспитании

Начальные годы жизни несмышленыша характеризуются особенно интенсивным ростом всего организма малыша. В возрасте до 6 — 7 лет развиваются и формируются важнейшие основные системы организма, их функции. Именно период с появления на свет до 6 — 7 лет является основополагающим для создания всех предпосылок развития гармоничной, интеллектуальной, физически развитой личности.

Дошкольный период — это основное время формирования, развития характера детей, выявления способностей, предрасположенности, талантов ребятни. Кроха начинает развиваться с наступлением этого возраста как полноценная личность.

Трое детей на велосипедах

Занятия физкультурой улучшают, помогают развивать все физиологические функции организма. Такие занятия с детьми проводятся постоянно дома, а также в детских дошкольных учреждениях. Эти занятия позволяют подготовить малыша к тяжелым нагрузкам в школе, развить устойчивость детского организма к инфекциям, заболеваниям.

Физическая культура — это сумма всех приобретений человечества в области физического улучшения людей в ходе развития истории. Материальные и культурные ценности также считаются составляющими физической культуры. К этим ценностям можно отнести стадионы, площадки для занятий спортом, экипировка, бассейны, а также произведения культуры, искусства, достижения науки.

Физическое воспитание — это организованная система действий, обращенная на развитие всеми доступными средствами спорта, физкультуры, созидательными силами природы, всесторонне развитой здоровой личности. Крепкий, не болеющий малыш легко обучается, быстро схватывает всю доступную информацию, не испытывает трудностей с освоением огромного объема школьных знаний.

Физическое воспитание в семье

Физическое воспитание дошколят, цели, задачи

Цель такого воспитания — создание у дошколят основ здорового образа жизни, создание потребности у маленьких человечков следить за своим здоровьем, гармонично развиваться.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста разнообразны, это физкультурные упражнения, задействование факторов гигиены, привлечение в воспитательных целях — солнце, воздух, воду — оздоровительную мощь природы.

Основная, главная задача физического воспитания ребятни — это оздоровление детского организма. Оздоровительные моменты осуществляются с учетом возраста малыша, его психоэмоционального развития, готовности организма дошкольника ко всем видам нагрузок.

Задачи оздоровления дошколят направлены прежде всего на:

  • Формирование правильной осанки, на профилактику и предотвращение сколиоза позвоночника;
  • Гармоничного телесного развития, формирования организма;
  • Закаливание крохи, его организма;
  • Предупреждение возникновения плоскостопия. Развитие мышечной активности;
  • Дальнейшее усовершенствование двигательной активности малыша, развитие ловкости, а также силы, выносливости; Актуальное физическое воспитание
  • Повышение работоспособности дыхательной системы через физкультурные упражнения, увеличивающие объем легких;
  • Воспитание потребности у дошколят в активной деятельности используя игры;
  • Предоставление крохам знания о том, как от физических упражнений зависит их дальнейший рост и развитие;
  • Изучение новых двигательных умений, как: плавание, лазание на канате, катание на коньках и велосипеде;
  • Усовершенствование координации движений, развитие функции равновесия.

Дошкольное учреждение, такое как детсад и ясли, обязательно учитывает в своей работе особенности физического воспитания детей дошкольного возраста. Дошколята очень подвижны, малоусидчивы, не любят долго сидеть на месте или заниматься скучными неинтересными делами. Именно поэтому воспитание маленьких непосед, приучение их к физкультурным упражнениям проходит через игры.

Атрибуты для спорта

Общепринятая педагогическая теория предлагает разнообразные формы такого игрового воспитания детей. Нынешняя педагогика выделяет несколько направлений развития дошколят в современном дошкольном образовании:

  • физическое;
  • культурно — эстетическое;
  • социальное;
  • познавательное воспитание.

Физическое воспитание дошколят участвует также в разрешении образовательных задач, среди которых можно выделить следующие:

  1. Приучение к труду. Расстановка инвентаря для физкультурных занятий, наведение порядка после таких занятий, уборка мячиков, прыгалок.
  2. Развитие артистических способностей в играх, использующих имитацию движений различных животных.
  3. Игры, упражнения с использованием считалочек, стихов способствуют привлечению внимания малышей к художественной литературе.
  4. В командных играх ребятне необходимо проявлять смелость находчивость, помогать товарищам по команде. После игры малыши начинают оценивать свое поведение, также поведение других деток, дает оценку совместным действиям. Таким образом проявляется социализация крохи в обществе.
  5. Поощрение речевой активности во время игр, физических упражнений способствует развитию уверенности в себе у малыша. Непоседы меньше стесняются, учатся общаться со сверстниками. Развивается коммуникативность крохи.

Кроме образовательных задач, в дошкольных заведениях с помощью физического развития детей решаются также воспитательные задачи, происходит становление у маленьких непосед основ физической культуры. К воспитательным задачам относятся:

Задачи физического воспитания

  • развивается творческая составляющая личности ребенка;
  • создаются, закрепляются навыки взаимопомощи, командной деятельности;
  • получает дальнейшее развитие укрепление, применение гигиенических навыков малыша;
  • возникает потребность в регулярных упражнениях, таких как, зарядка или процедуры закаливания;
  • у ребенка развивается навык наиболее оптимального использования своих физических возможностей при любой двигательной активности. Кроха перестает совершать лишние ненужные движения, не тратит зря энергию, силы.

Задачи физического, умственного, социального воспитания тесно связаны между собой, они дополняют друг друга, помогают более гармоничному развитию дошколят. Давно выявлена следующая закономерность: детки с хорошим здоровьем, физически и культурно развитые, лучше учатся в школе. Кроме обычных занятий такие малыши обычно ходят еще в спортивные секции.

Гимнастика для детей

Организация физического воспитания дошколят в детских дошкольных учреждениях

Для более эффективного решения задача по физическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо составить и соблюдать режим дня, предусматривающий специально выделенное время для физкультурных упражнений. Формы организации физического воспитания — это утренняя ежедневная зарядка, процедуры закаливания, активные подвижные игры, организация плодотворных прогулок, организация самостоятельных занятий ребятни различными физическими упражнениями.

Физкультурные занятия — это основная форма приобщения дошколят к систематическим регулярным физическим упражнениям. Самым первым занятием с которыми сталкивается кроха в детском учреждении является утренняя гимнастика.

Утренняя зарядка или гимнастика занимает первое место при составлении режима дня дошкольника. Дети с удовольствием занимаются физкультурой под музыкальное сопровождение, поднимая свое настроение, улучшая психологическую атмосферу группы.

Утренняя зарядка

Чтобы гимнастика не надоедала своей однотонностью маленьким непоседам, утренние занятия физкультурой можно чередовать с подвижными играми. Вместо обязательной зарядки можно провести несколько активных игр, желательно не более 3, что у крохи не возникло чувство перевозбуждения. Как вариант утренней разминки можно использовать небольшие пробежки. Бег на короткие дистанции выполняет оздоровительную функцию в развитии крохи.

К процедурам закаливания педагоги, воспитатели, а также родители должны подходить с одинаковыми требованиями. Совместная деятельность, направленная на оздоровление ребенка через систему закаливания организма принесет намного больше пользы для гармоничного развития дошкольника.

Для закаливания активное используются солнечные, воздушные ванны, водные процедуры. Начинать закаливание дошколят можно уже в первый год их жизни. Более ранний возраст, когда начинается закаливание крохи, будет способствовать его правильному физическому здоровью. Главное условие для начала закаливания ребенка — это здоровье крохи. Если малыш капризничает, кашляет, у крохи повышена температура, то закаливание при таких условиях нельзя категорически проводить.

Детское закаливание

Процедуры закаливания в детских учреждениях обязательно проводятся с согласия педиатра, который устанавливает длительность их проведения, виды закаливания, время проведения. Необходимо для каждого маленького человечка составлять индивидуальную программу по закаливанию организма.

Активными двигательными занятиями можно заниматься от 15 до 30 минут, учитывая возраст малышей. Самым маленьким достаточно попрыгать, побегать 10 — 15 минут, после чего следует предложить непоседам любое тихое спокойное занятие: заняться рисованием, послушать, как воспитатель читает сказку, построить город из кубиков, поиграть с куклами, машинками.

Во время занятий, требующих длительной усидчивости дошколят, например, изучение букв, цифр, решения задачек на логику, у малышей нарушается кровообращение, ребенок устает, начинает капризничать. Для решения таких проблем необходимо устраивать карапузам физкультминутки — сделать зарядку для пальчиков, попрыгать. Физкультминутки обычно занимают 2 — 3 минуты времени. Этого периода как раз хватает непоседам набраться сил для дальнейшего обучения серьезным вещам.

Организация командных игр и самостоятельных занятий дошколят

Через игры в сознание дошкольников доносятся воспитательные, развивающие личность идеи. Физическое воспитание дошколят происходит через различные виды игр. Создание привязанности к физкультурным упражнениям должно являться приоритетом для воспитателя при выборе, организации игры.

Групповые, командные игры развивают в ребятне чувство коллектива, соперничества, поддержки команды, сопереживания. Командные игры можно устраивать на прогулках, тем самым не давая малышам возможности нахулиганить. Совместные игры можно проводить или 2 командами, или ребятню разделить на 3 — 4 маленькие группки, устроить между такими группами небольшие соревнования.

Эстафета с мячиком, бег парами, взявшись за ручки — все это даст крохам возможность проявить свои физические возможности. Показать кто самый ловкий, а кто бегает лучше всего. Необходимо найти у каждого маленького человечка положительное качество, похвалить его при остальных дошколятах. Такая похвала даст малышу желание повторить или превзойти свои достижения.

Эстафета с мячиком

У дошкольников необходимо формировать и самостоятельность. Это не означает оставить кроху без присмотра, позволить делать все что он захочет. Самостоятельные занятия маленьких непосед необходимо проводить под чутким контролем педагогов, воспитателей или родителей. Самостоятельные занятия учат дошкольников добиваться поставленной цели, ребенок сам придумывает стратегию и решает какие именно действия помогут ему добиться результата.

Крохе можно предложить заняться какой-то интересной именно этому малышу деятельностью. Девочки могут играть с куклами: приглашать гостей, устраивать чаепития. Девочкам можно предложить устроить небольшую перестановку среди игрушек. Мальчики с радостью играют с машинками, изображают пожарных, машинистов поездов.

Среди самостоятельных занятий особое место занимают так называемые игры с правилами. Стоит предложить малышам самим придумать правила игры. Подсказать, если крохи запутались. Допустим, дети играют в поездку в автобусе или метро. Предварительно обсудить, какие роли необходимы в этой игре. Обсудить с крохами, что делает водитель автобуса, что делает кондуктор. Какая обязанность у контролера. Напомнить, какие существуют правила поведения в транспорте, кому надо уступать место, пропускать вперед.

Игры с мячом

Экскурсии, прогулки за территорией детского учреждения — это важный элемент социальной адаптации несмышленыша. Взявшись за ручки, следуя попарно за воспитателем, малышня особенно начинает понимать важность коллектива, присутствие друзей рядом.

Особое место занимают походы на лыжах или коньках. Такие походы не только несут положительные эмоции, они способствуют закаливанию организма, его физическому развитию. При катании на лыжах или коньках развивается координация, малыш становится заметно крепче.

Стоит уделить внимание такому виду оздоровления, как организация спортивных праздников, дней здоровья, совместных со взрослыми организованным физкультурным досугом. Готовиться к такому мероприятию лучше заранее, привлекая к его участию ребятню и их родителей.

Несмышленыши могут рисовать разноцветные флажки для своей команды. Дошколята могут приготовить с помощью воспитателя спортивную композицию, показывающую их ловкость, гибкость. Команды, состоящие из родителей и их чад, могут соревноваться за звание самой спортивной команды садика.

Занятия спортом с родителями

Во время дня здоровья, маленькие непоседы самостоятельно проводят утреннюю зарядку, устраивают соревнования, играют. Кто-то из деток назначается ответственным за общественный порядок. Проведение таких мероприятий создает праздничное настроение малышни. Они с удовольствием показывают свои возможности, демонстрируют на что способны своим любимым родителям.

Фактор гигиены в физическом воспитании дошкольников

Соблюдение правил гигиены также является одним из средств физического воспитания. Ответственный воспитатель обязательно обратит внимание на чистоту помещения, спортивного или игрового инвентаря. Если с прогулки в группу на обуви принесли грязь, это может привести к заболеваниям. Необходимо проверять чистоту ручек малышей перед приемом пищи, мыть игрушки после прогулки, проверять чистоту обуви и одежды несмышленышей.

Средства физического воспитания

Антисанитарная обстановка, нарушения правил личной, общественной гигиены снижают положительное воздействие физкультурных мероприятий. И наоборот, соблюдение режима дня, время послеобеденного сна, регулярного по расписанию приема пищи, вызывает эмоциональный подъем у маленьких человечков. Ведь все органы любого маленького человечка нуждаются в регулярном питании, сне, для улучшения функционирования организма и повышения работоспособности.

Родители, желающие чтобы их кроха вырос здоровым, физически развитым человеком, в деле физического воспитания должны работать при тесном взаимодействии со спортивными педагогами, воспитателями в детских учреждениях.