Как развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий. С рождения человека в наше время окружают компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, подменяя собой живое общение. Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.

Коммуникативные навыки

Общение — это взаимная передача информации при совместной деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать самого себя через посредство других личностей. Коммуникация — это действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене информацией. Всеобъемлющим средством коммуникации предстаёт речь. С помощью речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди, участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга используя речь.

Со дня своего рождения грудничок впитывает всю информацию, предоставляемую ему родителями. Наблюдая за поведением мамы и папы, за их поступками, словами, кроха получает знания, на основе которых будет формироваться его культура поведения, будут заложены коммуникативные навыки общения. Формирование основ общительности крохи во многом зависит от отношений в семье.

Дружелюбные, открытые, расположенные к общению родители передадут своему чаду положительный настрой, уверенность в себе, что поможет малышу легко находить друзей, адаптироваться при незнакомой обстановке. Благодаря развитым коммуникативным навыкам, маленький человечек сможет давать оценку, возникшим ситуациям при общении, и находить выход из затруднительных ситуаций.

Начало формирования коммуникативности у дошколят

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это та необходимая деталь, без наличия которой не возможно создание, воспитание полноценной самодостаточной личности ребёнка.

Четыре мальчика

Малыши раннего возраста развития, примерно до 2 — х лет, дружелюбны, охотно идут на контакт со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Крохи пытаются общаться: открыто улыбаются, показывают свои игрушки и делятся ими, угощая понравившегося взрослого человека или ребенка каким то вкусным кусочком.

Очень часто под влиянием значимых взрослых, несмышленыш взрослея, теряет желание заводить новые знакомства, строить дружеские отношения. У крохи теряются коммуникативные навыки. Обычно такое поведение ребенка обусловлено тем, что взрослые, занятые финансовым обеспечением семьи, перестают уделять своему отпрыску внимание.

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации. К таким навыкам относятся:

Сопереживание

  • сопереживание, способность представить себя на месте другого человека;
  • умение сочувствовать, заботиться о других людях;
  • умение сдерживать свои эмоции, не допускать оскорблений собеседника или его родственников;
  • умение спокойно выслушивать другое мнение, принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения.

Развитие, формирование этих навыков у дошколят происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей.

Социально коммуникативное воспитание дошколят, цели и задачи

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это развитие непростого процесса, результатом которого станет обретение несмышленышем способности устанавливать, поддерживать длительный период времени связь с целью различных видов совместной деятельности с окружающим миром и людьми.

Цели коммуникативности

Способности к общению не развиваются сами по себе. Помочь крохе развить общительность нельзя за короткий период времени, поэтому родители должны как можно раньше начать развивать кроху, направляя по верному пути. Тогда в будущем у чада не будет проблем с общением, поиском друзей в школе, институте или при поступлении на работу. Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста поможет подрастающему поколению занять значимое место в социальном обществе.

ФГОС выпустило новые требования, утверждающие приоритет коммуникативной направленности всего учебного процесса. Эти требования также относятся к детским дошкольным учреждениям. Поставлены следующие задачи для успешной социализации дошкольника:

  • овладение нормами морали, нравственности, одобренных обществом;
  • воспитание самостоятельности в выборе решений;
  • освоение правил общения;
  • создание положительного отношения к труду, творчеству. Готовность маленького человечка к совместному труду, различным мероприятиям, отдыху.

Развитие коммуникативных навыков

Малыш детсадовского возраста должен получить всю необходимую информацию про основы безопасного поведения. Эта информация должна одной из основ коммуникативного поведения дошкольника. Основы безопасности касаются поведения самого несмышленыша, а также взрослых, которые могут пострадать от проделок маленького человечка. Безопасность должна соблюдаться в городе, на природе, дома и в учебных заведениях, на улице и в общественном транспорте.

Выполнение поставленных задач означает, что социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста справилось со своей целью. Подготовило дошколят к поступлению в школу, где у ребятни не возникнет проблем по социальной адаптации к новой среде обитания.

Модели воспитания дошкольников в семье

Психоэмоциональное состояние непоседы зависит прежде всего от атмосферы в семье. Влияние членов семьи прежде всего ощущается на скорости развития личности крохи. Родные, сверстники, все влияют на характер, темперамент чада. Общение в коллективе сказывается на приобретение привычек, создании новых предпочтений.

Желание любящих родственников оградить свое чадо от неподобающей компании чревато тем, что карапуз так и не освоит коммуникативные навыки. Даже годовалых детишек можно водить в клубы по развитию таких крох.

Любовь родителей придает малышу чувство защищенности, уверенности. У крохи, чувствующего за спиной поддержку любящих мамы и папы, развита высокая самооценка, такой карапуз не боится общения. В случае возникновения непредвиденных ситуаций в разговоре, воспитанный в гармоничной семье малыш, найдет возможность выйти из трудного положения.

Кроха сумеет сдержать негативные эмоции, попытается погасить конфликт разумными доводами. Когда родители уделяют своему чаду внимание, играют с крохой, выслушивают его проблемы, обсуждают интересные темы для детей, они создают у подрастающего поколения оптимальные навыки общения.

Дети в саду

В последнее время появилось достаточно много семей, в которых родители сводят общение с чадом до формальных вопросов, не интересуясь заботами, проблемами маленького человечка. Вместо развивающихся игр, совместных занятий с чадом, кроху учат обращаться с планшетом, ноутбуком, телевизором. Такие родители считают, что играя в компьютерные игры, ребенок будет развиваться быстрее и лучше, чем строя башни из кубиков, собирая конструктор.

В семьях, где родители сбрасывают ответственность за воспитание своих отпрысков со своих плеч, у детей не появляется образца для нормального, продуктивного общения. Пока родители занимаются своей личной жизнью, работой, зарабатыванием денег, маленький человечек из такой семьи погружается в выдуманный мир компьютерных игр. Карапуз из подобной семьи погружается в эмоционально закрытый кокон, никого не пуская к себе, не желает выстраивать общение в коллективе.

Существуют и семьи, строящие отношения на жестком подавлении личности дошкольника. Интересы карапуза в семье, где царит диктатура взрослых, никого из членов семьи не интересуют, не учитываются при построении каких либо планов. За любой промах в такой семье дети жестко наказываются, нередко в физической форме. Маленький человечек постоянно переносит насмешки, унижения, оскорбления, часто в присутствии других людей.

Подавление детской личности

Атмосфера в таких семьях не создана для развития коммуникативности, навыков общения. Страх, агрессивность, лицемерие, жестокость — вот что узнает на себе кроха в подобной семье. В детских коллективах, воспитанные таким образом, малыши могут использовать 2 линии поведения.

Если у дошкольника сильный характер, а жестокое воспитание родителей такой карапуз принял, как норму поведения, то посещая детский сад этот дошкольник будет вести себя агрессивно, пытаться запугивать своих товарищей по группе. Слабохарактерный мягкий ребенок, запуганный, сломленный своими значимыми родными, будет скрытничать, врать, пытаться заискивать перед взрослыми и теми сверстниками, кто сильнее его.

Неправильное семейное воспитание ребятни приводит к неумению крохи вписаться в окружающий социум. У детей из семей, с нарушенными внутрисемейными отношениями, не хватает психологической гибкости. Малыши не умеют правильно оценить текущий момент, не способны приспособиться к изменяющимся требованиям ситуации.

Мама ругает дочку

Типичные ошибки при формировании модели поведения дошкольника

Психология выделяет несколько видов модели поведения несмышленышей, созданных в результате неправильного семейного воспитания:

  1. «Надежда, гордость семьи». С момента рождения карапуза, жизнь всех членов семьи посвящена любимому чаду. С первых дней у родственников малыша нет сомнения, что родился исключительный карапуз. Родители, бабушки, дедушки уверены, что отпрыск превосходит по всем показателям остальных ровесников, его ждет слава, успех. Такому отпрыску прощаются все капризы, выполняются все его пожелания. В результате вырастает эгоистичное, избалованное чадо.
  2. «Мамин любимчик». Это может быть и папина любимица или бабушкино сокровище. Обычно такие детки воспитываются в семьях, где больше одного ребенка. У каждого родителя появляется свой любимчик, которого надо баловать, прощать ошибки. В результате такого подхода к воспитанию, несмышленыши ощущают нехватку любви второго родителя, к тому же возникает негативное чувство соперничества к брату, сестре. Мамин любимчик
  3. «Послушная умница» или послушный паинька. С самого рождения несмышленышу внушается понятие прилично, неприлично. Устанавливаются свои правила, чтобы показать хорошее воспитание, послушание «выдрессированного» отпрыска. Интересы чада, не совпадающие с красивой картинкой правильного воспитания, просто игнорируются. Именно про таких детей говорят «в тихом омуте черти водятся». Чаще всего именно послушные паиньки, вырвавшись из под опеки взрослых совершают поступки, выходящие за грани норм приличия и морали.
  4. «Бедная золушка». В семьях с несколькими детьми всегда есть чей-то любимчик и бедная золушка, которую загружают всей хозяйственной работой по дому. Обычно это роль достает девочке. Взрослые не считают ее красивой, от нее не ждут никаких достижений. Родня с раннего детства настраивает такого ребенка на то, что цель крохи прислуживать успешным братьям, сестрам. У малышки воспитывается огромный комплекс неполноценности, прививается чувство несамостоятельности, культивируется зависть.
  5. «Хрустальная ваза». Напугав в раннем детстве родных своей болезнью, такой маленький человечек навсегда остается для родителей, подобным хрустальной вазе. Кроху надо оберегать от ветерка, солнца, дождя, снега. Малыш очень хрупок, не должен напрягаться, а тем более что-то делать по дому. Такие дети считают себя вечными жертвами обстоятельств, абсолютно безынициативны, считают что им должные все окружающие оказывать внимание, делать поблажки.
  6. «Ходячая проблема». Озорной темперамент, повышенная гиперактивность — все эти качества держат в напряжении членов семейства. Малыш создает вечные проблемы для семейки, он не слушается выговоров, не боится наказаний. Постоянные нотации пропускает мимо ушей. Психологи считают, что появление такого ребенка в семье не обусловлено неисправимым характером и плохим воспитание непоседы. Чаще всего жалобы на неисправимость озорника обусловлены не желанием заниматься воспитанием дошкольника.
  7. «Виновник всех бед». Бедный карапуз обвиняется во всех проступках, которые он совершал и не совершал. Он всех раздражает. Домочадцев злит его походка, его голос, то как карапуз ходит. Бедный маленький человечек служит громоотводом для плохого настроения членов семейки. Жизнь в вечном страхе получить наказание, почти всегда физическое, разрушает психику несмышленыша, превращает его в запуганного загнанного изгоя.

Виновник всех бед

Недостатки воспитания коммуникативных навыков не всегда заметны домочадцам, пока чадо развивается в замкнутом пространстве семьи. Приходит время отдавать непоседу в детсад или водить в подготовительную группу для подготовки к школе. Все огрехи по развитию коммуникативности, умению идти на компромисс среди ровесников сразу выступают на передний план.

Незнание простейших методов общения, неумение общаться сразу создают проблемы для дошколят. Детский коллектив живет по своим правилам, отличным от тех, что были приняты в семье. Интересы дошколят сталкиваются, не каждый малыш умеет договариваться. Часто вопрос лидерства в группе решается банальной дракой. Каждый дошкольник был приучен дома, что его запросы самые важные, капризы, просьбы выполняются очень быстро. Но в садике начинается противоборство эгоистичных натур. Никто не хочет идти на уступки.

Агрессивные дошкольники подавляют тихих домашних малышей, выросших в тепличных условиях. Неуверенные закомплексованные крохи боятся открытого противостояния с невоспитанным, агрессивным, напористым сверстником. Такой малолетний хулиган начинает чувствовать свое превосходство, компенсируя собственное ущемленное чувство неполноценности, возникшее от недостатка родительской любви.

Агрессивные дошкольники

Психологи выделили несколько причин, мешающих взаимодействию дошколят:

  • агрессивное поведение, провоцирование конфликтов с последующим решением всех проблем силовым путем;
  • развивающиеся болезненные состояния психики детей: возбудимость, нервозность, постоянная смена настроения, страхи, обостренная тревожность, чрезмерная плаксивость;
  • неумение чувствовать эмоции сверстников, эмоциональная глухота;
  • игнорирование всех контактов, замкнутость собственного мира, куда нет хода посторонним.

Воспитателям и психологам, совместно с родителями придется долго заниматься с такими детьми, чтобы скорректировать поведение дошкольников, подготовить их к переходу в школьный социум. Только общими усилиями можно решить вопрос, как развить коммуникативность дошколят.

Агрессия в дошкольном возрасте

Игры для развития коммуникативности малышей

Игры — это основной вид деятельности дошколят. Играя, дошкольники получают навыки общения, останавливаются на какой-либо линии поведения, изучают и познают общепринятые нормы морали, поведения. Игры можно условно разделить на 6 типов игровых упражнений, в зависимости от того, на какую грань личности они воздействуют:

  1. Игры, помогающие справиться с зажатостью, пассивностью. Суть игры — изобразить как двигаются животные или герои мультфильмов.
  2. Игры, формирующие вербальное общение. Яркий пример игра «испорченный телефон». Как вариант — дети придумывают собственные истории, рассказывают их сверстникам.
  3. Игры, развивающие невербальное общение. Пантомимы, жесты — помогают рассказать сказку или стихотворение. Детские игры
  4. Изучение эмоций, умение показать свое эмоциональное состояние с помощью мимики или картинки. Обучение распознавания эмоций сверстников.
  5. Сюжетно — ролевые игры. Дошкольники учатся следовать правилам, управлять собственным поведением. В этих играх раскрепощается фантазия непосед, самые зажатые детки проявляют чудеса активности.

Развитие, совершенствование чувства сопричастности к семье. Проявляется через рассказы о членах семьи, можно с фотографиями, связанными с какими-либо событиями. Непоседам можно предложить нарисовать свой дом, своих маму с папой, рассказать про свою семью.

Приучение к активному взаимодействию. Можно поставить небольшую сказку для родителей, допустим, «Теремок», где каждый малыш получит свою роль. Как вариант, нарисовать большую совместную картину. Каждому крохе выделить место на листе ватмана, дать сделать выбор, кто что будет рисовать. В процессе рисования эпического полотна, всем дошколятам придется общаться, обмениваться красками, спрашивать совет.

Особое место занимают детишки с ограниченными возможностями или с задержкой психического развития. Современная психология и педагогика рекомендует для устранения недостатков развития несмышленышей объединять их в группы со здоровыми детьми.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР состоит в более легких упражнениях, дополнительном внимании воспитателя к проблемным деткам. Задержка развития может быть вызвана неправильным семейным воспитанием. Больше внимания, чуткости, любви к такому малышу и кроха начнет догонять ушедших вперед сверстников.

Развивать коммуникативность следует играя, вместе со взрослыми, которые могут вовремя исправить ошибку несмышленыша, подсказать забытую строчку детского стихотворения, помочь нарисовать и раскрасить домик.

Игры детей и взрослых

Гораздо большую проблему для формирования коммуникативности создают детки с ограниченными возможностями. Маленькие человечки остро чувствуют свои ограниченные возможности, болезненно реагируют на не всегда деликатное внимание других дошколят. Чрезмерная опека таких крошек вызывает чувство озлобления, зависти у других малышей, а также углубляет чувство неполноценности у маленьких человечков с ОВЗ.

Требуется особая тактичность родителей малышей, которых водят в этот детсад, и всего обслуживающего персонала. Родители, воспитатели обязаны объяснить крохам, что малыши с ОВЗ так же чувствуют боль и радость, умеют и любят играть с другими крохами. Проблемы здоровья очень часто не зависят от желания малышей.

Небольшие ограничения крохи говорят только о том, что с таким малышом нельзя играть в какие-то активные двигательные игры. Зато в играх, где требуется продемонстрировать умственные способности, такие малыши всегда будут показывать удивительные знания.

Мечтательный ребенок

Природа всегда соблюдает гармонию. Если у чада ограниченные физические возможности, значит у такого крохи будет лучше развита память, внимательность. Такой малыш как правило обладает более развитой фантазией.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ стоит также развивать совместно со здоровыми детками. Такие занятия полезны всем малышам. Одних на практике учат состраданию, милосердию, другим дошкольникам дает почувствовать свою полноценность, помогает избавиться от комплексов, связанных с болезнью. И у всех развивается способность к общению, а также формируются моральные принципы.

Для совместной деятельности таких разных по возможностям крошек, лучше выбирать игры, где дошколятам с ОВЗ не придется проявлять чрезмерной физической активности. С другой стороны здоровые непоседы должны оценить умственные способности нового товарища по играм. Для таких совместных игр, подходят эстафеты или игры с мечом. Где малыш, с ограниченными возможностями может выступать как судья.

Развивающие игры

Общение с ровесниками, их влияние друг на друга

Посещение детсада знаменует еще одну грань развития крохи среди сверстников. Малыш, играя с ровесниками, получает возможность выработать собственное мнение, сделать собственный моральный выбор. До знакомства и активного общения с другими карапузами, у крохи был один источник информации и готовых утверждений, не требующих подтверждений.

Родители всегда самые умные, сказанное родными людьми не подлежит сомнению — такая позиция вырабатывается у крохи во время домашнего воспитания. Но теперь в детсаду, такой же малыш преподносит информацию, которой не стоит сразу доверять. У дошколят начинает работать критическое мышление, строятся логические цепочки. Дошкольник начинает спорить, доказывая свою правоту.

Именно в соперничестве равных, развивается самое настоящее взаимодействие. Через оценку действий, слов другого карапуза, непоседа переосмысливает свою собственную значимость.