Как развить творческие способности детей в изобразительной деятельности
Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Малыши фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова. Наиболее естественно происходит развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Применяя определенные приемы и техники, включаясь вместе с детьми в мир увлекательных фантазий, изобретая и воплощая удивительные сюжеты, места, неведомых зверей, родители и педагоги поддерживают творческую искру дошколят.
Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить креативный подход к его воплощению.
Содержание
Способности к творчеству
Умение фантазировать, воображать, создавать необычное играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – малыш получает информацию (знания, умения, навыки), вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности. Значение творчества в становлении гармонично развитой личности достаточно велико – доказано, что уровень общей интеллектуальной одаренности человека напрямую коррелируется с уровнем креативности.
Какие качества имеют в виду психологи, когда говорят о творческих способностях детей?
- Желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы.
- Умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу».
- Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности.
- Умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом.
- Развитая интуиция, способность угадывать.
- Проявление инициативы.
- Умение пользоваться приобретенным опытом – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения.
- Решение поставленных задач неожиданными, новыми способами,
Все вышеперечисленные свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, тем более интенсивно развивается креативность, задатки перерастают в способности, творчество становится неотъемлемой частью жизни малыша.
Развитие воображения на разных возрастных этапах
Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества у детей проходит несколько этапов:
- Крохи одного-двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать малышу проявить себя таким нестандартным образом.
- На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей дошколят. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
- Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки».
- Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.
Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально. Однако роль этих трех лет в формировании характера, психических процессов, других особенностей личности ребенка очень важна. Именно сейчас в игровой форме можно заложить фундамент для полноценной мыслительной деятельности, богатого воображения, крепкой памяти, эмоционального комфорта.
Создание развивающей среды
В благоприятных условиях развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста происходит естественным путем, «само собой», без применения специальных методик и техник. Формированию творческих навыков способствуют доброжелательная среда, отношения, способы взаимодействия ребенка с окружающим миром:
- Выделяйте время для физической активности, лучше всего – совместной. Любые подвижные игры, упражнения на развитие моторики, координации благоприятно влияют на мозговую деятельность человека.
- Расширяйте горизонты, уводите малыша из зоны комфорта. Детские способности поистине не имеют границ – повышайте планку, увеличивайте количество задач, усложняйте цели, стимулируйте детей пробовать то, что кажется им сложным.
- Предоставляйте свободу выбора. Лучше всего развиваются способности в той деятельности, которая доставляет большее количество эмоций. Пусть ребенок занимается тем, что ему действительно нравится.
- Дайте ребенку безусловную любовь, уважение и подтверждение того, что он ценен, – таким образом он обретет чувство безопасности, доверия, уверенности в себе и позволит себе свободно раскрыться.
- Замените критикующие высказывания на нейтральные или описательные. Вместо фразы «Смотри, как неаккуратно! Ты перемешала все цвета. Что это за пятно?!» попробуйте так: «Я вижу, что у тебя тут много разных цветов, они друг с другом смешались вот здесь и тут, получилось большущее разноцветное пятно! Как ты так придумала?».
- Воспринимайте с энтузиазмом желание ребенка творить, поддерживайте созидательную деятельность, предоставляйте для нее инструменты.
- Отвечайте на вопросы малыша – детское любопытство является фундаментом для развития творческих способностей, его нужно подпитывать.
- Дайте крохе возможность бывать наедине с собой, самостоятельно придумывать для себя развлечения, игры, воплощать собственные задумки. Гиперопека и постоянный контроль подавляют инициативу.
- Старайтесь показать детям способы взаимодействия с разными людьми – детьми и взрослыми. Берите их с собой в магазин, гости, банк, другие учреждения, учите правилам общения и поведения в обществе.
- Заботьтесь о психологическом комфорте крохи. Стрессовые ситуации дома или в детском саду могут привести к «откату». Если такое случилось, в первую очередь нужно решить проблемы, а потом заниматься развитием и обучением малыша.
Темпы творческого развития детей индивидуальны и зависят от многих факторов. Каждая семья отличается своим подходом к воспитанию, организацией быта, условиями жизни. Не старайтесь непременно подогнать сына или дочку под определенные стандарты, вместо этого обратите внимание на то, к чему лежит душа ваших детей, и помогите им реализоваться именно в этой сфере.
Приемы развития детского воображения
Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции. Одновременное совершенствование интеллектуальной, эмоциональной сфер и расширение опыта позволяют повышать общий уровень креативности. Стимулировать развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста помогают несложные приемы, которые можно использовать в любой совместной деятельности:
- чтение книг, рассматривание и описание картинок, совместные посещения культурных мероприятий, экскурсий;
- изобразительная деятельность – лепка, рисование, создание аппликаций – чистое творчество, доступное каждому возрасту;
- рисование сюжетов, прожитых ребенком (реальных жизненных ситуаций), пересказ каких-то событий;
- сочинение сказок, рассказов, стихов;
- игра любого вида и направленности: подвижная, ролевая, предметная, настольная, совместная с родителями, другими детьми, или одиночная;
- конструирование.
Психологи рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с детьми. Не нужно контролировать кроху, подсказывать ему или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и молча нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией. Такие занятия успокаивают нервную систему взрослых, создают приятный спокойный климат дома: малыш видит положительный пример родителей, которым тоже нравится творить.
Активное развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности происходит наиболее успешно, если в процесс созидания включаются родители. Совместное рисование картин, раскрашивание или работа с пластилином повышают мотивацию малыша, наполняют творчество яркими эмоциями, сближают всех членов семьи.
Игры и занятия
Постепенное развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста начинается в самом раннем детстве, однако наиболее благоприятное время наступает примерно с трех лет. Очередной кризис развития дает мощнейший толчок для приобретения новых навыков, умения применять их на практике, решать более сложные задачи. Совершенствование творческих способностей происходит как спонтанно, так и под чутким руководством взрослых. Дошкольные педагоги предлагают использовать следующие методы, игры и упражнения.
Игровая деятельность:
- игры в слова: подбираем синонимы или антонимы, называем ассоциации;
- настольные игры;
- конструкторы, головоломки, мозаики;
- «Угадайка»: мама кладет в коробочку какой-то предмет, ребенку предлагается угадать его, задавая уточняющие вопросы;
- «Две стороны медали»: малыш должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи (например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко);
- «Крокодил»: участники по очереди показывают разных животных, остальные угадывают»
- «Что, если…»: взрослый предлагает воображаемую ситуацию – а что, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий;
- сюжетно-ролевые игры разнообразных сюжетов и содержания.
Развитию воображения и фантазии способствует ограниченное количество игрушек – ребенок вынужден придумывать, каким образом можно использовать один и тот же предмет, присваивать новые функции давно знакомым атрибутам игры, наделять их разными необычными свойствами. Оперируя немногочисленным набором игрушек, ребенок самостоятельно развивает умение нестандартно мыслить и искать креативные решения.
Литература:
- читайте ребенку много, особенно, если сами это любите;
- тщательно подбирайте содержание книг, обращайте внимание на качество иллюстраций;
- учитывайте интересы детей, их увлечения и характер;
- познакомьте малыша со своими любимыми произведениями (учитывая его возраст);
- попробуйте чтение по ролям;
- разговаривайте о прочитанном произведении, обсуждайте героев, события, свои эмоции;
- разбирайте значение незнакомых ребенку слов;
- ходите в библиотеки, на литературные встречи, организуйте у себя дома коллективные чтения с соседскими детьми;
- читайте сами в присутствии детей.
Музыкальные фантазии:
- слушайте классическую музыку, фольклор, звуки природы;
- учите смешные, веселые детские песенки;
- танцуйте и резвитесь под свою любимую музыку, пусть даже это будет рок или хип-хоп;
- приобретайте детские музыкальные инструменты;
- включите музыку и попросите кроху закрыть глаза, а после – рассказать, что он услышал в этой мелодии, какие чувства она вызвала, о чем была музыка;
Если малыш проявит интерес к песням и танцам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.
Актерские эксперименты:
- ставьте семейные спектакли;
- разыгрывайте сценки из прочитанных книг;
- готовьте реквизит для вашего театра: шейте костюмы, оформляйте сцену.
Изобразительная деятельность:
- Позвольте ребенку рисовать акварелью, гуашью, пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, восковыми мелками и мелом на асфальте.
- Выделите под рисование часть стены: можно специально покрасить ее белой краской и оставить так до следующего ремонта, другой вариант – прикрепить к стене большой кусок белых обоев, а после того, как он будет полностью покрыт рисунками, нужно поменять его на новый.
- Предложите ребенку проявить творчество в «рисовальных» играх: закончить начатый вами рисунок, сделать кляксу и пофантазировать о том, на что она похожа. Предложите выбрать три или четыре цвета и полностью закрасить ими лист бумаги, а потом обсудите, что кроха хотел передать своим рисунком. Подготовьте шаблон с двумя одинаковыми силуэтами, малышу дайте задание превратить фигуры в добрую и злую волшебниц.
Поощряйте развитие творческих способностей у детей – не ругайте их за покрытую краской одежду, пластилин в волосах, изрисованные фломастерами руки младшего брата. Со временем кроха научится творить аккуратно, соблюдать чистоту, а пока чрезмерное стремление родителей к порядку лишь огорчает карапуза, ставит подножку его искреннему творческому порыву.
- Дайте ребенку пластилин – мягкий и твердый, красивых ярких цветов, изготовьте вместе тесто для лепки. Делайте картины из пластилина, размазывая его по плотной бумаге,
- Покупайте наборы для аппликации, доверьте малышу ножницы, на начальном этапе можно просто позволить ему нарезать листы бумаги в хаотичном порядке. Используйте разные виды клея, картон и тонкую бумагу.
Описанные выше занятия требуют в первую очередь регулярности. Не стремитесь сделать все и сразу. Выберите наиболее приятные для вашей семьи виды деятельности и уделяйте своим любимым занятиям 15-20 минут в день. Разрешайте малышу заниматься творчеством самостоятельно – можно обустроить ему рабочее место рядом с мамой, чтобы у нее была возможность находиться с ребенком в контакте, одновременно занимаясь своими делами. Многие упражнения можно выполнять «между делом», по пути в садик, в качестве ритуала перед сном, на прогулке.
Влияние педагога и родителей
Роли, которые играют значимые взрослые в становлении личности дошкольника, имеют решающее значение – родители, преподаватели, воспитатели демонстрируют допустимые модели поведения, отношение к миру и собственной личности. Правильный посыл от взрослых – «делай, ты можешь, я в тебя верю, попробуй» — способен превратить застенчивого малыша в открытого, смелого, дерзающего художника, настоящего творца.
Ошибка мам и пап, а зачастую и профессиональных образованных педагогов заключается в нацеленности на результат без концентрации на процессе.
Учитель, стремящийся обучить, сосредоточивается на правильных ответах, соответствии учебной программе, отметках, баллах и процентах – успех измеряется количественными показателями.
Наставник, ставящий своей целью развитие, уделяет внимание построению процесса обучения, выстраивая его так, чтобы максимально раскрыть индивидуальность учеников, их таланты. Такие учителя стремятся акцентировать внимание на сильных сторонах детей, одновременно «подтягивая» слабые, поощряют использование нестандартных подходов к решению задач, не ругают за то, что кто-то выбивается из общей картины.
Для достижения наилучших результатов в развитии ребенка школа и родители должны прийти к синергии, действовать сообща, придерживаясь одних и тех же принципов. Поэтому очень важно, чтобы родители вдумчиво выбирали воспитателей для своих детей. Отношение педагога к ребенку, его личности, особенностям, характеру, поведению – важнейший фактор влияния на обучающий процесс.
Когда родители находятся на одной волне с педагогами, малыш чувствует эту общность, что позволяет ему сосредоточиться на творческой деятельности, чувствовать доброжелательность окружающего мира. Именно в таких условиях дети склонны проявлять и развивать свои глубинные задатки, слушать себя, обретать уверенность в собственных силах.
Раскрытие творческого потенциала дошколят происходит естественным образом при условии комфортной психологической обстановки дома и в детском саду. Поэтому так важно для родителей заботиться об атмосфере в семье, общаться с детьми, быть с ними искренними, настоящими, учить малышей чувствовать, слышать, проявлять заботу, понимание и любовь.