Как происходит развитие ребенка

Период детства является одним из важнейших в жизни каждого человека. В детстве развиваются, складываются основные привычки, формируются социальные, моральные, этические и физические навыки, потребности. Развитие ребенка в дошкольный период позволяет выявить способности малыша, привить любовь к труду, учению, к самосовершенствованию.

Мама с сыновьями

В детстве формируется характер, закладываются основы будущей успешной личности. Крохи в раннем детстве, а также достигшие дошкольного возраста требуют к себе самого пристального внимания и заботы. Именно в дошкольный период закладываются основы социальной личности, успехи и неудачи во взрослой жизни.

Специалисты подразделяют деток дошкольного возраста на две возрастные группы. К первой группе относятся груднички и детишки до 3-х лет, это ранний возрастной период. Вторая группа — это дошкольный возраст, куда относится ребятня от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст делится по подгруппам: младший, средний, старший и подготовительный возраст.

Развитие малышей раннего возраста

Первый год

Первый год жизни ребенка — это время самого интенсивного роста, развития, физического и интеллектуального изменения крохи. В этот год малыш получит все важные навыки, способности, умения, которые необходимо будет совершенствовать и развивать последующие годы. За 12 месяцев после рождения развитие малыша проходит огромный путь: из беспомощного крохи вырастает ребёнок, делающий свои первые шаги, умеющий произносить первые слова, показывающий свой характер. Итак, что должен уметь ребенок к 1 годику:

Развитие детей первого года жизни

  • Уверенно стоять, пытаться самостоятельно ходить, уметь вставать, приседать, перешагивать препятствия.
  • Понимать все, что ему говорят. Произносит осознанно от 2 до 15 слов. Может показать пальчиком на часть тела или знакомую вещь.
  • Чистить свои зубки, активно помогать одеваться, умываться, расчесываться.

Появляются предпочтения в еде — если не нравится вкус, будет резко отказываться. Умеет пользоваться ложкой, пьет из кружки.

После годика, когда несмышленыш уже уверенно ходит без помощи взрослых, кроха начинает бегать. Малыш играет в любимые игры, особенно ему нравится строить башни из кубиков, собирать пирамидки. Ребенок слушается взрослых, не конфликтует.

Малыш играет в игрушки

Все этапы развития ребенка характеризуются тем, что в определенный период времени у малыша происходит изменение характера, меняется поведение крохи. Так, примерно после полутора лет у крохи наступает время так называемого «систематического отказа». На все предложения родителей бутуз решительно отвечает словом «нет». Не стоит расстраиваться и считать, что малыша плохо воспитали. Не стоит сразу же осуждать ребенка, строго его отчитывать, читать нотации. Такое отношение может вызвать только ответный протест малыша.

Ребенок пытается показать свою самостоятельность, пробует узнать границы своего личного пространства. Это сложный период не только для родителей, а прежде всего для непослушного малыша. Только любовь, терпение помогут без травматических последствий для психики крохи пережить этот непростой период.

Второй год

Развитие ребенка выходит на новый этап. Малыш совершенствует полученные ранее навыки, способности. На первое место выходит становление личности крохи. В это время начинает формироваться характер, складываются его особенности.

Праздничный торт

Малыш осознает себя самостоятельной личностью, что начинает проявляться в его попытках все делать самомостоятельно. Главное выражение у малыша: «Я сам». Мамы начинают жаловаться, что с детьми невозможно справиться: ребятня все делает наперекор, специально выводит маму из себя.

Несмышленыши действительно не слушаются, кажется, они провоцируют взрослых. Все поступки малышей обусловлены желанием защитить свою самостоятельность, доказать, что они могут сами принимать решения. Непоседы внимательно изучают реакцию родителей на свое поведение, пытаются расширить рамки дозволенного.

Не стоит идти на поводу у маленьких манипуляторов. Уступки должны быть обоснованными, а не потому что маленький человечек заупрямился, и маме надоело с ним возиться, уговаривать его.

Родители должны быть готовы к такому поведению своих чад. Одно из основных правил для взрослых в такие моменты — это сохранять спокойствие, благоразумие, серьезно выслушивать претензии, возражения малыша — это поможет лучше понять карапуза. Планировать все мероприятия с участием детей нужно с запасом времени, чтобы детки могли самостоятельно поесть или одеться на прогулку.

Ребенок собирает пирамидку

Трёхлетний малыш

Крохи подрастают, вместе с ними растет любознательность. Наступает особый период времени, когда крохе хочется узнать про всё вокруг: что такое небо, почему летают бабочки, почему конфеты сладкие, а мороженое холодное. Подобные вопросы раздаются постоянно. Непоседе интересны любая вещь, явление, всё требует своего объяснения. Огромное количество вопросов сплошным потоком направлено к родителям, взрослым. Ответы кроха желает получить немедленно, независимо от времени суток. Недаром именно трехлеток повсеместно зовут почемучками. Если непоседа задает постоянно вопросы, значит, развитие ребенка проходит в правильном направлении.

Взрослые обязаны поддержать любознательность малыша. Не стоит его отталкивать, говорить, что кроха всем надоел своими вопросами, пусть отстанет. Карапуз расстроится, вполне возможно, свои вопросы начнет задавать посторонним людям, чьи ответы не всегда помогают интеллектуальному развитию чада.

Родителям, чтобы удовлетворить любознательность маленького человечка, расширить его кругозор, можно читать почемучкам детские энциклопедии с большими, красочными иллюстрациями. Полезно чаще проводить занятия рисованием, конструированием, лепкой. Например, крохе мамочка показала большого динозавра на картинке, после чего вместе с чадом стали лепить его из пластилина.

Еще одна особенность трехлетнего возраста — повышенная агрессивность крохи, частые истерики. Кроха сейчас — это огромный клубок противоречий. Маленький человечек добивается самостоятельности, одновременно ужасно боится потерять маму, папу. В этом возрасте малыш постоянно всем напоминает: «Это моя мама». На шутливое предложение поделиться мамой у крохи может начаться истерика.

К одной из задач любящих родителей, кроме поддержания самостоятельности чада, относится коррекция повышенной истеричности, агрессивности трехлетнего карапуза. Надо регулярно говорить малышу о своей любви к нему, объяснять ошибки, неправильность поведения строптивого непоседы.

Дети дошкольного возраста

Детишки 3-4 лет уже относятся к младшему дошкольному возрасту. Отходят в прошлое постоянное упрямство, желание поступить наперекор старшим, бесконечные вопросы. Малыш взрослеет, ему хочется уже помогать родным. Свою помощь ребятня начинает активно, деятельно предлагать.

Особенности развития малышей 3-4 лет

Пора определить крохе круг его пока еще небольших обязанностей. Например, ухаживать за цветами, поливать их. Аккуратно, красиво расставлять игрушки на полках в детской комнате, помогать в генеральной уборке. При походе в магазин можно доверить малышу самому заплатить за хлеб, молоко. Обязательно хвалите чадо за все хорошие поступки.

Дошколята уже более требовательны к ответам на свои вопросы, деткам нужны конкретные подробные ответы. Непоседы уже четко понимают, что такое «правильно» или «неправильно». Дети начинают ценить интеллектуальные игры, любят отгадывать загадки, охотно запоминают стихи, изучают скороговорки.

Желая походить на взрослых, ребятня начинает играть в пожарных, врачей, устраивает праздники с чаепитиями для кукол. Крохам очень нравится быть в центре внимания, поэтому они очень любят различные праздники, где могут блеснуть своими талантами.

Ролевая игра

Средний дошкольный возраст

Это возраст 5-6 лет. Развитие детей дошкольного возраста направлено на подготовку к занятиям в школе. Специфика этого возраста в том, что непоседы еще не могут надолго концентрировать свое внимание на одном предмете или виде деятельности. Внимание непроизвольно, оно зависит от эмоций детей. Что-то новое, яркое, необычное сразу заинтересует кроху, рутинное, будничное не вызовет никакого интереса.

У детей необходимо вместо пассивного внимания вырабатывать волевое, которое необходимо для успехов в обучении. Малыши должны уметь планировать свои действия, координировать усилия вместе со сверстниками. Среди игр первое место занимают ролевые сюжетные игры.

Развитие ребенка в этом возрасте характеризуется еще одной особенностью: если непоседам нравится человек, руководящий их деятельностью, то поставленные задачи будут выполняться быстро, качественно. Эмоциональная составляющая влияет на работоспособность крохи.

Особенности детей 5-6 лет

Малыши начинают понимать нормы, правила социального поведения, руководствуются ими. Коллективные игры с установленными заранее правилами помогут маленьким человечкам быстрее адаптироваться в социальной среде.

Особенности развития подготовительной группы

Развитие ребенка в возрасте 6-7 лет связано с подготовкой к важной вехе в жизни крохи: поступление, обучение в школе. Всё, что умеет ребенок, проходит дальнейшее совершенствование и развитие. В воспитательном процессе появляются элементы учебной деятельности.

Дошколята учатся слушаться взрослых, выполнять их советы, соблюдать определенные установленные правила, действовать по представленным образцам. На занятиях по рисованию, лепке, созданию аппликаций у ребятни развивается моторика пальчиков, включается в работу воображение, вырабатывается внимание и усидчивость.

В вопросе, что должен уметь ребенок к моменту начала занятий в школе, главное — не переусердствовать. Кроха может уметь считать, знать буквы, цифры, читать по слогам, решать несложные математические, а также логические задачи, умеет выделить главное из второстепенных деталей.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Вырастает роль книги в развитии ребенка. Малыш может самостоятельно читать короткие стихи, маленькие сказки. Книги открывают перед подрастающим поколением огромное хранилище знаний, в котором можно найти ответы на все интересующиеся вопросы.

Необходимо помнить, что дошкольник — еще совсем маленький человечек, его организм достаточно слаб, подвержен заболеваниям. Непоседы быстро утомляются, от чрезмерной нагрузки ребятня может испытывать страх перед школой, что не очень хорошо скажется на психоэмоциональном состоянии дошкольника.

В развитии дошколят важная роль принадлежит сверстникам. Ребятне интересна любая групповая командная игра, в которой малыш проявляет свою активность. Ребята в таких играх оценивают себя, свои действия, а также действия игроков своей команды. Дошкольники уже выбирают себе друзей из симпатичных им сверстников. Происходит познание непоседой себя через сравнивание с друзьями, соперниками.

Знать и понимать особенности развития детей дошкольного возраста — это вовремя скорректировать недостатки в воспитании, развитии дошколят, помочь непоседам подготовиться к школе, привить желание, любовь к учебе.

Основная характеристика, показывающая готовность дошкольника к школе, — это стремление крохи к знаниям. Родители и педагоги должны сформировать не поверхностную, а глубинную подсознательную мотивацию, руководствуясь которой дошколята будут стремиться усваивать новые знания.