Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Человек познает окружающий мир с первых минут своей жизни. Первоначальным источником являются ощущения, которые человек испытывает. Он воспринимает окружающий мир, используя органы чувств. У одних людей они развиты в достаточной мере, у других — не совсем. Потому сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – важный этап обучения независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет. Некоторые ученые убеждены, что в этом возрасте сенсорное воспитание является наиболее значимым, основным видом воспитания.

Дошкольники играют

Ощущения и восприятие

Определение означает направленное влияние на сознание, эмоции, формирование ощущений, представлений, развитие мыслительной деятельности с их последующим усовершенствованием. Ощущения относятся к самому простому способу познания окружающей среды. Познавательный процесс отражается в виде влияния на органы чувств различных свойств отдельных предметов. Испытываемые ощущения – самый эффективный источник информации, чтобы узнать не только мир, но и свои умственные и физиологические возможности.Дошкольник познает мир и себя через явные свойства предметов. Он учится определять форму, цвет, положение предмета в пространстве, учится различать запахи и вкус. Существуют другие формы познания – умение мыслить, фантазировать, запоминать. Данные формы — следствие умственной обработки полученных образов.

Человечеству известны пять типов ощущений:

  • Тактильные ощущения – осязание, в котором задействованы рецепторы кожных покровов. Например, ощущение разницы между теплом и холодом, ощущения боли, давления.
  • Обоняние позволяет человеку различать запахи.
  • Ощущение вкуса – малыш с первых дней чувствует кислое, соленое, сладкое, горькое, не имеющее вкуса. Человек способен отличить четыре варианта вкуса. Вкусовое развитие детей
  • Восприятие звука – слуховые ощущения. Он учится отличать искусственные источники звука от природных. При этом слуховые и зрительные ощущения считаются наиболее значимыми.
  • Зрительное восприятие помогает уловить контрасты между цветовыми оттенками, а также отличать темноту от света и так далее.

Восприятие и ощущения имеют отличия. Последние ложатся в основу восприятия. Восприятие является суммарным итогом свойств предметов при непосредственном их влиянии на органы чувств.

Значимость сенсорного воспитания

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста актуально как в дошкольных учреждениях, так и дома. Обеспечивая малыша потоком новых и разнообразных внешних впечатлений, взрослые заботятся о последующем его интеллектуальном развитии. От полноты предоставленной информации зависит как физическое, так и эстетическое развитие. При ограниченном количестве такой информации возможны задержки в развитии.

Цели и занятия воспитания

Значимость такой формы воспитательного, образовательного процесса невозможно недооценить. С каждым годом развития маленького человечка сенсорное воспитание усложняется. Независимо от степени сложности и принимаемых эталонов, о которых будет сказано чуть позже, сенсорное воспитание имеет определенное значение в жизни человека:

  • Оно является базовой формой для умственного, физического и эстетического развития.
  • Приводит в порядок непоследовательные представления детей об окружающем мире.
  • Развивает навыки наблюдения.
  • Формирует базу для развития воображения.
  • Оказывает положительное воздействие на эстетическое восприятие.
  • Активизирует внимание.
  • Помогает ребенку изучить и овладеть новыми способами познания мира.
  • Помогает усвоению новых знаний, полученных в школе.
  • Подготавливает к реальной жизни.

Кроме того, уделяя этому аспекту больше внимания, взрослые помогают малышу развить его речевые навыки.

Процесс воспитания дошкольников

Формирование цветового понимания

Одной из задач педагогов и родителей является объяснение малышам дошкольного возраста сенсорных эталонов. Сенсорная культура – целая система, наработанная человечеством. Это совокупность действий, направленная на гармоничное развитие всех органов чувств. Для развития каждого ощущения имеются свои средства. Обусловливающими факторами предмета являются его габариты, контуры и расцветки.

Эталоны цвета. Понимание отличается тем, что оно не может быть обусловлено изучением методом проб и ошибок, которое может быть применено при изучении формы или величины предмета. Цвет можно только увидеть и распознать. Воспринимать окрас можно при помощи зрительной ориентировки.

  1. Примерно с одного года и до двух лет малыш различает не более двух цветов. По мере вырастания ребенок уже должен уметь отличать от четырех и более цветовых оттенков. Вначале он должен научиться распознавать и делить предметы. Отождествление цвета включает в себя навык нахождения предметов аналогичного цвета. Например, для начала можно выбрать игрушки, предметы только синего и желтого окраса. Их распознают первоначально. Взрослый выбирает предмет синего цвета и просит малыша найти другой, такой же.
  2. На втором этапе, являющимся более сложным, ребенка учат выбору цвета по его названию. Взрослому необходимо предоставить словесные обозначения цветов. В этом поможет дидактический, игровой способ. Например, нужно отсортировать предметы только одного цвета.
  3. Третий этап включает в себя ряд действий, при которых ребенок должен сам назвать цвет. При этом периодически взрослый должен помогать ему, называя затруднительные цвета, но просить повторить малыша вслед за ним. Например, можно не называть полностью наименование, а произнести первую букву, как бы подсказывая.
  4. На четвертом этапе к имеющимся уже знакомым цветам добавляют дополнительные.
  5. Пятый этап акцентирует внимание на обобщении предметов по цветовому признаку. Научить этому можно также в игровой форме, при помощи простого вопроса: «Что бывает такого же цвета?» и так далее.
  6. Эффективное применение полученных знаний. Теперь можно обобщать, обозначая. Например, трава, листва бывает зеленой, огурец – зеленый, лимон – желтый.
  7. Ребенок должен уметь сопоставлять цвета, сочетать их оттенки, то есть совершать ряд действий. Можно показать картину, на которой использовались не более пяти основных цветов. На изображении могут присутствовать их оттенки. Например, черный – серый. Определить схожесть и различия помогут игры в виде таблицы, в каждом столбике которой изображены предметы различных цветов и оттенков. Задача для малыша – разделить их по цветам, обращая внимание на оттенки.

Методика воспитания

Понимание формы

Восприятие формы предмета, его величины образуется только после многократной практики. Теория здесь практически бесполезна. Выполнение нескольких действий включает в себя:

  • сравнение вещей между собой;
  • находить подходящую форму, размер;
  • уметь выделять предмет по признаку, который будет его отличать от других.

Процесс обучения включает в себя объяснение. Дошкольнику на простом и понятном для него языке нужно объяснить значение формы, величины. Например, формой называют очертания, контуры предмета. Обязательно уточнить, что практически все вещи из окружающего мира имеют свою форму. Она может быть простой, сложной, состоять из одной или нескольких частей, иметь легко узнаваемые очертания или иметь своеобразную конструкцию.

Роль воспитания

Последовательность действий для изучения форм аналогична порядку изучения цвета:

  • Малышей знакомят с простыми формами. Для начала это круг, квадрат, треугольник.
  • Далее их знакомят с названием форм.
  • Ребенок теперь должен сам назвать знакомые ему формы.
  • Мыслительная часть обучения состоит из того, что малыш должен сам разобрать какой-либо предмет по форме и попытаться составить из этих частей другой предмет. Делать он это должен в уме.

Чтобы кроха научился адекватно распознавать имеющиеся формы, можно предложить ему поиграть в пазлы-вкладыши. Сопоставлять отдельные элементы помогают конструкторы, сортеры. Можно задействовать тактильные ощущения, ощупывая и описывая предмет. Эффективна методика обучения, если обводить фигуру карандашом.

Специальные игрушки для сенсорного воспитания

Понимание величины

С величиной немного сложнее. Если формы могут иметь четкие геометрические очертания, то понятие «величина» может быть абстрактной. К этому параметру относятся длина предмета, размер, объем, ширина, толщина, высота и другие параметры. Потому признак величины является относительным и может определяться на глаз.

Педагоги советуют начать обучения с каждого отдельного параметра. Обучение проходит с применением тактильных ощущений, примерки, прикладывания, группирования объектов по определенным признакам.

Примерное содержание знакомства с величиной состоит из нескольких практических этапов:

  1. Сравнение объектов только по одному отличительному признаку. При этом предметы должны иметь одинаковую форму и быть одного цвета. Отличие в их размерах, которая должна быть не менее трех сантиметров. На первом этапе важно научить ребенка таким понятиям, как «большой», «средний», «маленький». Дети играют с шариками
  2. На втором этапе идет обучение практическому навыку сопоставления геометрических фигур и умению их изображать на плоскости при помощи рисования. Для начала можно попросить ребенка отделить большие кубики от маленьких. Затем продолжить, но уже с предметами треугольной, шаровидной форм.
  3. Далее можно предложить ему отсортировать различные по форме предметы по их размерам. В этом случае форма не имеет значения. Например, треугольники и квадраты идут в одну сторону, так как имеют одинаковый размер, а другие, квадраты и круг — в другую. Исследование предметов по размеру можно проводить при помощи сортеров, где в основной конструкции имеются отверстия, в которые необходимо вставить нужный предмет.
  4. Развитие мысленного, зрительного восприятия помогает сориентироваться в контрастных размерах.

Целенаправленный, систематизированный подход поможет обучить ребенка простым, но в то же время жизненно важным знаниям. Процесс обучения должен проходить постепенно, от одного этапа к другому. Вначале практика, затем знакомство с эталонами, которых в сенсорном воспитании несколько, затем — к самостоятельному определению форм и размеров, а потом — к умственным манипуляциям с тем или иным предметом.

Природа – главный помощник

Средства сенсорного воспитания детей различны. К сожалению, многие методики перестали практиковаться. Некоторые исследователи утверждают, что применения методов старой и новой школ в изучении сенсорных эталонов способствовало бы лучшему развитию.

Развитие тактильных ощущений может осуществляться не только с применением искусственных материалов, но и природы. Гуляя с малышом, дайте ему возможность побегать по травке, залезть в лужу, слепить снежок из снега, почувствовать дуновение ветра и многое другое. Младший дошкольный возраст очень восприимчив к новым ощущениям. Они остаются с человеком на всю жизнь, вызывая во взрослой жизни ассоциации детства. Какими они будут, зависит от родителей малыша.

Лето богато на обилие цветов и ароматов. Именно летом можно играть с песком, что хорошо развивает мелкую моторику. Вода благотворно влияет не только на общее физическое состояние, но и знакомит детей с новыми ощущениями, понятием «жидкость». Сбор ягод поможет закрепить знания на величину, форму и цвет. Если добавить в песок воды, то можно познакомить кроху с новыми ощущениями, ведь песок может быть как сухим, так и влажным. Изначально дети учатся определять свойства предмета тактильно, в старшем дошкольном возрасте, они задействуют уже зрительное восприятие и проводят собственный анализ.

Развитие детей

Осень – оптимальное время года для развития сенсорики. К летним ароматам прибавляются дополнительные запахи, изучается богатая палитра цветов. Лето, осень — время собирать первый гербарий.

Явления природы идеальны для развития временной ориентации. Вначале дети учатся чувствовать смену сезонов, затем они интуитивно определяют время суток, дни недели и месяцы. В возрасте шести лет ребенок уже должен иметь в этом навыки. В это же время можно рассказать малышу о возникновении погодных условий: почему идет дождь, снег и так далее.

Творческий этап

С детьми нужно проводить как можно больше творческих занятий. Рисование, лепка, аппликации и многое другое призваны воспитывать в маленьком человечке исследовательскую деятельность.

Прежде чем изобразить какой-либо предмет, можно для начала разобрать его по признакам, опираясь на имеющийся опыт. Многие педагоги советуют перед тем, как нарисовать что-либо, вначале слепить это. Данный подход способствует более четкой передаче предмета на бумаге.

Творческое развитие

Как правильно исследовать предметы?

Существует рациональный способ обследования предмета. Это основа — пусть малыш:

  • расскажет о предмете в общих чертах;
  • мысленно расчленит предмет на части и выделит его основные признаки (размер, форма, цвет);
  • поймет соотношение частей: какой элемент с какой стороны расположен;
  • разберет мысленно на части более мелкие элементы;
  • в качестве закрепления даст определение предмету в общих чертах.

В этом возрасте обязательно нужно использовать несколько видов дидактического материала. Для дошкольников это игры, мозаики, шнуровки, различные виды конструкторов.

Сенсорная коробка

Трудовая терапия

Постепенно вводя в распорядок дня новые обязанности по дому, можно продолжить обучение сенсорному восприятию. Например, кроха помогает готовить? Почему бы не дать ему попробовать овощи или фрукты, попросив определить их вкус, и таких вариантов много.

Жизнь постепенно обучает человека новым навыкам. Процесс обучения продолжается всю сознательную жизнь, но насколько удачным будет восприятие новых ощущений, зависит от родителей, которые познакомили ребенка с азами познаний. История познания мира начинается с первых минут появления на свет. Для полного ощущения жизни необходимо уметь развивать свое слуховое, зрительное, тактильное восприятие, а также задействовать обоняние и вкусовые рецепторы.

Большинство вышеперечисленных занятий активно практикуют в дошкольных учреждениях, но ведь ребенок идет в детский сад лишь в 3 года, а до этого времени занятия необходимо проводить дома.