Как определить готов ли ребенок к школе

Для многих родителей большой проблемой является момент, когда их чадо готовится к началу школьного обучения. Этот этап важен для семьи, поэтому психологи рекомендуют начинать получение фундаментального образования только тогда, когда малыш полностью для этого созреет. Полная готовность поможет пережить жизненные изменения легче. Узнать, готов ли ребенок к школе, можно при помощи комплексного тестирования. Его проводят педагоги и психологи. Сам родитель может провести диагностику, но результаты ее будут не точны. Домашнее прохождение тестов поможет лишь найти слабые стороны в подготовке малыша, определить, на что лучше всего обратить внимание.

Мальчик с книгами

Морфофункциональная готовность

Несколько лет назад для поступления первоклассникам было достаточно физической готовности. Она заключается в достижении возраста 6.5 – 7 лет. Будущий школьник должен соответствовать параметрам:

  • наличие 2 и более постоянных зубов;
  • соответствие веса и роста возрасту;
  • снижение числа респираторных заболеваний за последний год;
  • хронические заболевания отсутствуют или длительно не проявляли себя;
  • отсутствие функциональных и психических отклонений (или они незначительны);
  • группы здоровья с 1 по 3;
  • до 1 – 2 незначительных логопедических дефектов.

Перечисленные признаки физического созревания до сих пор актуальны. Точно установить, соответствует ли физическое развитие фактическому возрасту, можно при помощи всесторонней диагностики. Она проводится у всех детей, которые посещают дошкольные учреждения. Если малыш не садовский, то родителям нужно заблаговременно пройти специалистов. Состав обследования:

Девочка пишет на доске

  • посещение врачей узкой специализации: ЛОР, офтальмолог, уролог (или гинеколог), хирург, ортопед, стоматолог, дерматолог, невролог, психолог;
  • дополнительные консультации с узкими специалистами (если есть проблемы – логопедические, психиатрические отклонения);
  • исследования крови (на сахар, биохимическое определение состава, развернутый анализ);
  • исследования мочи и кала;
  • ЭКГ;
  • осмотр педиатра.

Участковый врач подводит итог всех исследований, он проводит замеры роста, веса, объема головы и грудной клетки. По необходимости могут быть назначены дополнительные исследования. Все данные заносятся в карту, для школьных медицинских работников.

Начинать проходить врачей необходимо еще весной, чтобы до начала учебного года посетить дополнительные консультации.

Мальчик закрыл лицо руками

Интеллектуальная готовность

Для определения интеллектуальной готовности проводят тест Керна Йерасека. Он состоит из 3 частей:

  • создание рисунка по описанию;
  • копирование фразы, написанной строчными буквами;
  • повторение рисунка из точек.

Самостоятельное определение готовности ребенка к школе с помощью представленного теста возможно, но результат будет нечетким. Педагоги-психологи, изучая результаты, замечают самые незначительные отклонения, а родители склонны идеализировать творчество своего чада.

Тест Йерасека относится к категории сложных, но его применяют практически во всех школах. Интересно то, что оценка результата проходит по обратной пятибалльной шкале, то есть «5» — худший результат, а «1» — лучший.

Разберемся, как определить готовность ребенка к школе самостоятельно. В качестве тренировки предложите пройти малышу такой тест:

Развитие дошкольника

  1. Рисунок человека женского пола. Четко прорисованная фигура, лицо, детали одежды оцениваются в 1 балл, 4-ку ставят за схематичный рисунок, 5-ку за каракули. Промежуточные баллы малыш получает за отсутствие деталей, нечеткую прорисовку.
  2. Напишите на листе фразу из трех слов. Если ребенок повторит ее аккуратно, не отклонит строку больше чем на 30 градусов и не увеличит буквы в несколько раз, то поставьте ему 1 балл. Градация остальных оценок проводится аналогично первому заданию.
  3. Нанесите на лист 10 точек небольшой группой, попросите дошкольника повторить ее. Если он хорошо повторил образец, то поставьте ему 1 балл. Отказ от выполнения задания – 5 баллов.

Считается отличным результатом получение дошкольником от 3 до 5 баллов. Допустимым от 6 до 9. Оценка свыше 10 баллов означает, что малыша еще рано отдавать в школу. Необходимо дополнительно заниматься с ним, пройти тщательное обследование у логопеда, психолога, невролога и психиатра. Если во всех трех заданиях были получены «пятерки», то это тревожный сигнал, скорее всего малышу требуется помощи специалиста.

Это не единственный тест на интеллект, который придется пройти дошкольнику. Во время собеседования при зачислении в первый класс всегда ставятся дополнительные задачи:

Как определить что ребенок готов

  1. Проверка обобщения. Перед ребёнком ставится задача одним словом назвать изображения на картинке: деревья, фрукты, овощи и прочие. Родители могут самостоятельно сделать карточки с такими картинками для занятий.
  2. Графические диктанты помогают определить, насколько хорошо кроха ориентируется в пространстве.
  3. Тест на внимание. Будущий школьник должен уметь сосредотачиваться, иначе он не сможет справиться с учебной нагрузкой. Простейший способ проверки внимания – просьба определить, какое слово длиннее.
  4. Умение составить рассказ по картинкам, способность ориентироваться во времени. Для этого способа диагностики также потребуется распечатать или вырезать из детской книжки картинки, которые будут поэтапно иллюстрировать рассказ. Родитель или педагог читает историю, а потом просит чадо разложить картинки правильно. Одновременно с этим проверьте память, попросите кроху пересказать историю.

Дополнительные баллы на проверке знаний получают те дети, которые знают азы чтения и умеют решать простейшие примеры. Родителям следует чаще разговаривать с чадом, чтобы он мог строить развернутые фразы. При подготовке к тестам старайтесь избегать оценок, не говорите дошкольнику вслух, что он не справился.

Личностная готовность

Психологи считают готовность ребенка как личности одним из немаловажных факторов. Во время вступительных испытаний проверяют степень подготовки ребенка путем собеседования. У детей 6 лет часто не пройден этап личностного роста. Если спросить их о желании пойти в школу, то большинство отвечает отрицательно. Это свидетельствует о важном упущении со стороны родителей. В качестве подготовки взрослые должны регулярно проводить беседы, рассказывать о школе и особенностях обучения в ней.

Старайтесь сформировать положительный образ учебного заведения в глазах ребенка. При этом он не должен быть утопическим. Многие малыши считают школу подобием детского сада. Они не понимают, что им придется менять образ жизни.

Еще один важный аспект личностной готовности – изменение поведения ребенка. Если раньше большую часть дня его занимала игра, то к 7 годам он должен вести познавательную деятельность. Он становится более самостоятельным, учится контролировать свои действия, осваивает навыки моторного развития.

Чему учить ребенка перед школой

Важно до школы успеть пройти стадию социализации: научиться общению, построению взаимоотношений, самообслуживанию. Некоторые родители сознательно ограждают ребенка от детского коллектива. В дошкольном учреждении он получает навыки послушания, учиться разговаривать с другими детьми, решать конфликтные ситуации, договариваться.

Мотивация и особенности подготовки дошкольника

Формирование мотивационной готовности – обязанность родителей. Она напрямую связана с созреванием дошкольника как личности. Некоторые дети до 7 лет не готовы менять свою жизнь, они берут с собой на занятия игрушки и отвлекаются на них в течение урока. Это типичный признак не готовности к школе. Если вы не хотите, чтобы ваше чадо осталось в первом классе на второй год, то стоит заранее понаблюдать за ним.

Попробуйте организовать занятия дома в виде урока. Поиграйте с малышом «в школу», посмотрите: как он будет реагировать на необходимость достать карандаши, отвечать на вопросы, слушать разъяснения. Дополнительно необходимо посещать детский сад, группы кратковременного пребывания.

Симптомы готовности ребенка к школе

Если вы забрали ребенка из дошкольного учреждения по причине частых болезней, стоит изменить свое решение. С 3 до 7 лет формируется иммунитет, если ограждать кроху от недугов, то болеть он начнет в начальной школе. Это приведет к повышенным нагрузкам и отставанию в программе.

Беседуйте на тему ожиданий от школы, обсуждайте главный вопрос – почему малыш хочет учиться. В 7 лет на него возможны разные ответы. Стоит тревожиться, если ожидания сводятся к новому ранцу или красивым тетрадям. Мягко мотивируйте получить образование, чтобы стать врачом, поваром или другим специалистом. Приводите в пример кумиров ребенка, которые отучились в школе, чтобы достичь профессиональных высот. К 7 годам кроха все чаще задумывается о будущей профессии, он может часто менять предпочтения, но стоит в разговоре обязательно упоминать необходимость сначала окончить школу. Это поможет ребенку осознать необходимость фундаментального образования для дальнейшей самореализации в жизни.

Особенности адаптации в школе у неподготовленных детей

Родители должны заниматься подготовкой ребенка и понимать, что перемены затронут жизнь всей семьи.

Личностная готовность

Семилетнего ребенка невозможно оставить дома на дополнительный год, по стандартам образования ему необходимо посещать школу. Основной проблемой ребенка, который не полностью готов к новому этапу обучения, является изменение режима дня. Внедрить новшества необходимо заранее, чтобы кроха адаптировался до 1 сентября. Распорядок дня не должен выглядеть как строгое расписание, укажите по часам, что должен делать кроха, но оформите список ярко и красочно. Можно взять за основу готовые шаблоны с любимыми мультипликационными героями малыша.

Тем, кто посещал детский сад, сложно отказаться от дневного сна. Разрешите малышу отдыхать, но подгадаете время так, чтобы это не мешало обучению и выполнению домашних заданий. Сократите время сна, если это необходимо. По мере взросления младший школьник самостоятельно откажется от минут отдыха.

Когда ребенок готов к школе

Если ребенок не смог осилить тест Йерасека, то необходимо заняться мелкой моторикой. Родители допускают серьезную ошибку во время обучения навыкам письма – заставляют ребенка часами писать однообразные крючки или буквы. Вместо этого необходимо использовать упражнения на развитие мелкой моторики. Простейшей игрой является сборка моделей из мелких деталей конструктора.

Психологи одной из основных проблем считают личностную незрелость будущих школьников. Бороться с этим нужно совместными усилиями учителей и родителей. Если кроха робок и застенчив, скажите об этом педагогу. Он поможет наладить ему отношения с одноклассниками при помощи игр.

Такого ребенка обязательно нужно хвалить и привлекать к выполнению домашних обязанностей. Даже за попытку справиться с любым заданием поощряйте чадо. В первом классе редко используют традиционную оценочную систему, так как критические замечания могут ранить младшего школьника. Замечайте только положительные попытки, приободряйте ребенка при неудачах.